Итак, приступим помолясь.
Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслию по древу, но хочу, подобно Вассерману, начать ab ovo.
Территория Брянщины была заселена человеком с палеолита. На территории Новозыбковского района археологи откопали кости одиннадцати мамонтов. В слое залегания мамонтов было найдено типичное кремневое рубило палеолитического человека. Тем более неудивительно, что встречаются и неолитические орудия.
В первом тысячелетии нашей эры коренное население территории Новозыбковского района составляли радимичи. Заселён край был довольно плотно – учтено свыше тысячи восьмисот курганов и могильников, насчитывается около пятнадцати городищ.
В Х веке при киевском князе Святославе Брянщина вошла в состав Киевской Руси (название это, конечно, условное, но лучшего я не встречал). В период феодальной раздробленности «новозыбковцы» были под властью черниговского князя. В XIV веке территорию края захватывает Великое княжество Литовское, и лишь в 1503 году она вновь стала частью Руси.
С воссоединением Украины с Россией (да изойдут на гимно от такой терминологии свидомиты) в XVII веке земли нынешнего Новозыбковского района вошли в состав Северской Украины.
В конце XVII века в лесных урочищах Северской Украины поселились раскольники. Они основали в этом лесном, глухом краю ряд слобод и посадов, в том числе – слободу Зыбкýю.
Основной деятельностью слобожан в XVII – первой половине XVIII века была переработка продуктов сельского хозяйства (производство пеньковых канатов, конопляного масла, мыловарение, выделка кож), мелкоремесленное производство (деревянные клещи, сани, дуги), а также торговля.
В 1708–1709 гг. зыбчане совместно с населением окрестных слобод и деревень активно участвовали в отражении нашествия шведских войск. Так, жители Зыбкой разбили несколько вражеских отрядов, а пленных доставили в Стародуб для передачи Петру I. Данный факт позднее сыграл свою роль в 1715–1716 гг., когда население Зыбкой (а также ряда близлежащих поселений) было изъято из ведения землевладельцев и передано специально созданной раскольничьей конторе, что помешало их дальнейшему закрепощению.
Однако же в двадцатых годах XVIII века слобожане как старообрядцы попадают под обложение двойным подушным налогом, и их возмущение переходит в открытое сопротивление: слободской бурмистр Ерёма Карпов присланного подьячего «бил батожьем без милосердия».
Наиболее интенсивно стала расти слобода после 1735 года, когда по распоряжению императрицы Анны Иоанновны была проведена карательная экспедиция в район Ветки (пограничный район, куда бежали люди из Центральной России). Часть жителей Ветки переселилась в Зыбкую, принеся с собой грамотность и многие ремёсла. В результате в начале XIX века из Зыбкой вывозилось только мыла до 50000 пудов ежегодно.
В январе 1809 года Указом Сената слобода Зыбкая утверждается уездным городом Черниговской губернии и преобразуется в город Новый Зыбков.
Во время Отечественной войны 1812 года отряды местной обороны и народного ополчения выходили навстречу просачивающимся мелким неприятельским группам, вооружаясь пиками, рогатинами, топорами, и «тем устрашали маловажные конные и пешие шайки, кои бывают… от двух до трех сотен человек».
В 1860 году на благоустройство города было израсходовано 34 рубля 28,5 копейки, в то время как на содержание городской управы – 2668 рублей 82 копейки. Поэтому неудивительно, что только три улицы города имели мощение, на нескольких были устроены деревянные тротуары.
Реформа 1861 года не дала новозыбковским крестьянам ни земли, ни воли. Лучшие земли остались у помещиков. Крестьяне новозыбковского уезда выплатили помещикам выкупа столько, сколько стоил урожай с их наделов, собранный в течение четырёх-пяти лет. На 1866 год процент крестьян, перешедших в разряд собственников, составлял 34,6. Крестьяне должны были платить огромные суммы всякого рода подушных, поземельных, межевых, уездных, губернских, церковных и иных налогов и сборов – более 30% дохода от своих наделов. По сведениям специальной комиссии Новозыбковского земского собрания, дефицит крестьянской семьи в уезде в 1882 году превышал доход от надельной земли. Подсчитано, что доход крестьянина Новозыбковского уезда, имевшего надел земли в пять десятин и семью в шесть человек, составлял 64 рубля 60 копеек, тогда как годовой расход этой семьи на питание, одежду, соль, выкупные платежи, содержание церковного причта и прочие крестьянские радости равнялся 135 рублям.
В 1880-х годах в Москве был построен исторический музей, а в 1890-х – здание городской Думы (впоследствии ставшее Музеем Ленина). «Казалось бы, при чём тут Новозыбков?» – спросит вдумчивый читатель. И будет вознаграждён за своё любопытство следующей информацией: эти здания строили каменщики из входившего тогда в Новозыбковский уезд села с поэтичным названием Злынка.
Как сообщалось ранее, к началу 1900-х гг. Новозыбковский уезд стал крупнейшим в Российской империи производителем спичек. Спички направлялись не только во все уголки России, но и за границу. На спичечных же фабриках, по заключению земского врача Козинцева, непривычному человеку невозможно было пробыть и 25 минут: «…голова начинает кружиться, кашель захватывает дыхание… и вы с проклятием на устах бежите без оглядки скорее вон…». Отсутствовала охрана труда, бесплатная медицинская помощь.
Вообще же в уезде существовала больница на 25 коек, но в 1883 году земство решило: «Закрыть городскую больницу как дефицитную, требующую многих средств, а открыть в Людкове (посёлок, впоследствии ставший частью Новозыбкова – примечание автора) приемный покой на 6 коек для неотложных больных». Только благодаря частным пожертвованиям и займам больница осталась существовать. В 1895 году в городе и уезде работало 4 врача и 15 фельдшеров, то есть на одного фельдшера приходилось 12 000 жителей. Мало что изменилось и через десятилетие: в 1914 году в Новозыбкове было всего 9 врачей.
Об уровне культуры Новозыбкова начала ХХ века можно судить по следующим данным: в городе функционировало две библиотеки (одна из которых частная), частный кинематограф на несколько десятков мест, зал дворянского собрания, где веселилась городская знать. Вместе с тем в 1897 году здесь активно действовало двадцать трактиров, десять церквей, две синагоги и один костёл.
В 1914 году в Новозыбковском уезде работало 36 земских школ. Общедоступными были лишь начальные классы. Расходы на просвещение одного жителя уезда составляли 17,7 копейки в год.
Теперь же терпеливого читателя, осилившего вышеизложенную тягомотину, под спойлером ждёт вознаграждение –
[ Не стесняйтесь, нажмите, дабы узреть продолжение]Общественное Собрание (ныне – Городской дом культуры)


На сцене вышеозначенного ГДК скромному автору этих божественных строк приходилось неоднократно выступать, о чём достаточно подробно рассказано в соответствующем месте (правда, сайт в настоящий момент отключён за неуплату).
Дом купца Певзнера, в котором сейчас находится ЗАГС, РОНО и масса других контор


В этом здании скромный автор (и прочая, прочая, прочая) по недостаточности ума сочетался первым
Соборная площадь (ныне – Красная)


Отрадно, что остаются в Новозыбкове такие вот уголки постоянства и стабильности – в здании слева всё так же располагается тюрьма.
Женская гимназия, а сейчас – школа №1


В этой школе учится моя младшая, а старшая уже закончила...
Преображенская церковь


Кафедральный Спасо-Преображенский собор был закрыт в 1938 году; богослужения в нём возобновились в 1943 году при немецкой оккупации и с того времени не прекращались. С 1963 по 2002 годы в Новозыбкове находился духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви, то есть, по сути, всё это время собор являлся главным старообрядческим храмом.
Отделение Соединённого банка (сейчас – Сельхозбанка)


Депо добровольного пожарного общества (и теперь функции те же, только переименовано в Единую службу спасения)


Казённый винный склад (ныне - подразделение ОВД)


Чудо-Михайловская церковь


Здесь были крещены все мои дети, что, помнится, привело к бурному о(б)суждению данного факта прогрессивной общественностью на одном ныне покойном сайте.
И ещё несколько видов.










Засим оставляю утомлённого читателя и созерцателя мирно дремать пред дисплеем своей ЭВМ.