Во-первых, шокирован обнаружившимся громадным пробелом в своём культурном образовании: оказывается, такой пласт мимо меня прошёл (правда, тем больше радость от открытия этих шедевров).
Во-вторых, пришёл к выводу, что "Девять жизней Нестора Махно" - фильм хотя и говённый, но показывает Махно, махновцев и анархистов в целом честнее, чем весь советский кинематограф.
Думаю, дело тут в следующем:
а) чем ближе убеждения, тем, как ни странно, больше ненависти из-за разногласий. Так, христиане католики гораздо сильнее ненавидят христиан протестантов, чем мусульман или буддистов, воспринимая упомянутых братьев во Христе как отступников;
б) измышления о бесчинствах махновцев были созданы в связи с отсутствием их реальных преступлений, в отличие от деяний белогвардейцев (как Хрущёву и компании пришлось приписать Берии массу мнимых грехов из-за отсутствия реальных).
Поэтому, как мне представляется, в советском кинематографе полусоюзники махновцы и изображались в более чёрном цвете, чем откровенные враги белогвардейцы.