Владимир Александрович Кухаришин (kibalchish75) wrote,
Владимир Александрович Кухаришин
kibalchish75

Categories:

Композитор Задерацкий и ужасы тоталитаризма

Из Педивикии:

Родился в семье чиновника железной дороги, уроженца Киевской губернии. После окончания гимназии в Курске поступил на юридический факультет Московского университета и в Московскую консерваторию. Учил музыке цесаревича Алексея (1915—1916). По окончании университета (1916) был призван в действующую армию — участвовал в Первой мировой войне. В 1918—1920 — в армии Деникина.
В дальнейшем продолжил учебу у Ипполитова-Иванова и Танеева, окончил консерваторию в 1923. Жил в Рязани.
В 1926 был арестован, заключен в рязанскую тюрьму, всё написанное композитором до этого времени было уничтожено. В 1929 получил разрешение жить и работать в Москве, с 1930 значился штатным композитором Всесоюзного радио, числился в творческом объединении Ассоциация современной музыкиАСМ (в 1932 было ликвидировано). В этот период были написаны опера «Кровь и уголь» (не сохранилась), симфония «Фундамент», циклы фортепианных миниатюр «Микробы лирики» (1928), «Тетрадь миниатюр» (1929), «Фарфоровые чашки» (1932), Лирическая симфониетта (1932), вокальный цикл для баса «Гротеск Ильи Сельвинского» (1931). Подвергался критике за формализм.
В 1934 был выслан в Ярославль, заочно учился в ГИТИСе. Написал три «Симфонических плаката», оперу «Валенсианская вдова» (по Лопе де Веге), две камерные симфонии, 24 прелюдии (1933—34), множество вокальных сочинений, среди которых — цикл «De profundis».
В марте 1937 арестован в Ярославле, заключен в тюрьму, получил 6 лет без права переписки. В июле 1939 освобождён из Севвостлага (СВИТЛ) в связи с закрытием дела. В начале 1940 вернулся в Ярославль. В лагере создал монументальный цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано – первый опыт возрождения барочного жанра в XX веке (до Шостаковича и Хиндемита).
В начале Второй мировой войны эвакуирован с семьёй в город Мерке (Казахстан), потом — в Краснодар.
С 1945 жил в Житомире, в 1946—1948 снова вернулся в Ярославль. Был делегатом первого Съезда советских композиторов (1948). С 1949 и до конца жизни жил во Львове, работал в консерватории. Выступал как пианист с сольными концертами во Львове, Дрогобыче, Коломые. Кроме фортепианных сочинений, им в эти годы были созданы концерты для скрипки и домры, симфония до минор, хоровая сюита и ряд других произведений.

Из книги Ильи Ратьковского "Дзержинский. От «Астронома» до «Железного Феликса»":

Дзержинский не стремился возвращаться в Москву, продолжая работать целыми сутками в Харькове. Лечение совмещалось с работой.
К этому периоду относится один интересный эпизод из его биографии. Во время его ночной работы в соседнем помещении всю ночь играл рояль, явно под умелыми руками пианиста. Прекрасная музыка, доносившаяся до Дзержинского, снимала напряжение. Утром Дзержинский узнал, что на рояле играл арестованный офицер деникинской армии, в прошлом выпускник Московской консерватории Всеволод Петрович Задерацкий (1891–1953). Дзержинский приказал немедленно освободить талантливого исполнителя и выдал музыканту охранную грамоту, где лично написал предписание: «Сохранить жизнь, определить место жительства». В дальнейшем В. П. Задерацкий будет жить в Рязани, позднее в Москве. Он навсегда сохранит память об этом случае, и в его квартире будет стоять бюст Дзержинского.
Tags: Дзержинский, Задерацкий, Ужасы тоталитаризма
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments