Владимир Александрович Кухаришин (kibalchish75) wrote,
Владимир Александрович Кухаришин
kibalchish75

Category:

К. Дымов о капитализме. Часть VIII: капитализм и коммунизм

Из книги К. Дымова "Капитализм — система без будущего. Критический анализ современного капитализма и тенденций его развития".

Одним из возражений, выдвигаемых пресловутым «здравым смыслом» против коммунизма, я имею в виду – против полного коммунизма, является то возражение, что принцип распределения по потребностям якобы невозможно реализовать, ибо потребности индивида в принципе безграничны. «Здравый смысл» подсказывает сегодняшнему человеку, что удовлетворить полностью все его потребности невозможно – чем больше материальных благ он приобретает и потребляет, тем больше ему ещё нужно, – аппетит приходит во время еды! Считается, что, сколько бы вещей человек не имел, ему всё мало, и процесс «приобретательства» и «потребительства» [англ.: consumerism] в принципе ничем не ограничен и должен продолжаться до бесконечности. Точнее: он будет продолжаться до тех пор, пока не закончатся денежки в кармане; и только они, проклятые бумажки, вернее – их ограниченное, всегда недостаточное количество, могут поставить приобретательству предел.
Антикоммунисты «обывательского уровня мышления» рассуждают примерно так: если ввести распределение по потребностям, т.е. бесплатную раздачу продуктов с общественных складов, то народ ринется на склады и вмиг выметет оттуда всё подчистую! И всегда продуктов будет не хватать, именно потому, что потребности не имеют естественных границ и могут быть ограничены лишь наличием у индивида определённого количества денег, – однако их-то при коммунизме уже не будет…
[Читать далее]
С другой стороны, современные неомальтузианцы яростно выступают против радикального поднятия жизненного уровня стран Третьего мира и Китая, поскольку приближение бедной части человечества к «западным стандартам жизни» вызвало бы экологическую катастрофу и топливно-сырьевой голод. Представьте себе, говорят сторонники этой точки зрения, что Китай с его полуторомиллиардным населением догнал США и Европу по числу автомобилей на тысячу жителей (а это почти 1 машина на каждого взрослого человека!). В этом случае Земля задохнулась бы от выхлопных газов, а потребление нефти возросло бы чуть ли не в несколько раз!
Вся беда этих господ антикоммунистов – и «обыденно-практических», и «научно-теоретических», – состоит в том, что они принимают специфические потребности буржуазного человека за естественные потребности человека вообще, а «западный стандарт жизни» понимают как идеал обустройства человеческого бытия, к которому все люди естественно и неминуемо должны стремиться. Им кажется, будто люди всегда будут хотеть жить по современным «западным» стандартам и всегда будут ставить перед собою цель приобрести и потребить бесконечное число вещей!
Потребности человека действительно безграничны, но лишь в том смысле, что они не имеют исторических пределов роста. Сколько будет существовать человечество, столько будут расти – по мере прогресса науки, техники, производства и культуры – потребности его членов, столько будут возникать новые потребности. Неправомерно, вообще, рассматривать абстрактного, вневременного человека. Человек конкретен, это всегда человек определённой конкретной исторической эпохи. И потребности человека – суть потребности конкретно-исторического человека.
Способ производства определяет способ потребления. Загнивающий капиталистический способ производства обусловливает столь же гнилой буржуазный способ потребления. Современный человек – «товарный человек», поклонник Товарного Фетиша, – кроме нормальных, естественных человеческих потребностей имеет ещё специфические фетишизированные потребности. Он приобретает жизненные блага не только для удовлетворения нормальных нужд – потребностей тела и души, – но также для самоутверждения в буржуазном обществе, где ценность личности всегда определяется её богатством, степенью «достатка». При существующем устройстве общественной жизни человек неминуемо превращается в потребителя, для которого потребление из средства жизни превращается в жизненную самоцель.
Именно поэтому потребление сегодняшнего буржуазного или обуржуазившегося человека – «потребление ради потребления» – является, действительно, в принципе безграничным. Не потому, что его нормальные потребности безграничны, а потому что к нормальным потребностям присоединяются специфически буржуазные мнимые потребности, а эти последние – вправду безмерны. Когда индивиды состязаются меж собою в приобретении вещей, никто из них не может остановиться на каком-то определённом результате, покуда в его мошне ещё остаётся звонкая монета! И если дать таким «товарным людям» возможность приобретать блага бесплатно, они и будут делать это до тех пор, пока не окажутся заживо погребенными под своим собственным добром! Такое отношение к потреблению и нашло своё выражение в пресловутом «западном стандарте жизни», в западном «обществе потребления». И, воистину, не дай, как говорится, бог, чтобы всё человечество «поднялось» до этого стандарта! Нет, будущее человечества – это не «западный стандарт потребления», будущее человечества – коммунистический стандарт жизни.
Существующий характер человеческих потребностей, обусловленный товарным характером производства, по мере перехода к полному коммунизму будет заменяться новым строем потребностей, новой «системой потребительских координат», берущей за точку отсчёта удовлетворение разумных естественных потребностей, а не «консюмеризм» как цель и смысл жизни. Разумеется, это будет очень долгий и непростой переход; он займёт многие десятилетия, если не больше. Ведь при первой фазе коммунизма – при социализме – сохраняется «момент товарности» производства, неизбежно воспроизводящий и старые фетишистские предрассудки. Однако эти пережитки буржуазного отношения к жизни будут мало-помалу исчезать по мере роста производительных сил общества и воспитания нового человека.
В коммунистическом обществе максимой всех его членов станет: «Потреблять, чтобы жить, а не жить, чтоб потреблять». Не будет никакого аскетизма – люди будут жить полнокровной жизнью, и каждый сможет удовлетворить все свои потребности – у кого-то большие, у кого-то меньшие. Однако люди будут «приобретать» жизненные блага именно для удовлетворения своих действительных потребностей, а не ради «престижа», не по принципу: «У соседа есть, а я чем хуже?».
Возьмём, для примера, «автомобильный вопрос». Наличие у каждого взрослого человека и даже подростка личного авто – неотъемлемый атрибут «западного стандарта жизни». Можно подумать, что и при коммунизме у каждого человека непременно будет своя роскошная, супермощная машина, а то и несколько – на разные случаи жизни. Однако на сегодня автомобиль из удобного средства передвижения, экономящего драгоценное жизненное время, уже превратился в самый настоящий фетиш, в символ благосостояния и преуспевания. Лишь после ниспровержения товарного фетиша он снова станет просто средством передвижения, и никто, наверное, не станет выбирать себе машину из соображений «престижности», как это принято сейчас. Люди будут «приобретать» те машины, которые лучше всего подходят для удовлетворения их потребности в передвижении. А для езды по городу лучше всего как раз подходит простенький, небольшой и не слишком мощный автомобильчик, например, с тем же электромотором, – рост экологического сознания масс приведёт к пониманию необходимости отказа от мощных двигателей внутреннего сгорания, отравляющих воздух и пожирающих иссякающие углеводороды.
Более того, вследствие высокого развития общественного транспорта – быстрого, удобного и экологически чистого – многие люди вообще откажутся от приобретения личных транспортных средств. И не надо слушать гнилые россказни буржуа, будто человек, имеющий собственный автомобиль, превосходит по своим личным качествам «серую массу» с её «трамвайной (“совковой”) психологией». Это всё – порождения воспалённого фетишизмом буржуазного ума, не более того!
При коммунистическом строе на первые места выдвинутся высшие потребности человека – потребности гармонического развития Личности. Удовлетворив разумные потребности в материальных благах, полностью покончив с угрозой голода и холода, создав достаточно комфортный, но без излишеств и извращений, быт, люди сосредоточатся на своём интеллектуальном и культурном совершенствовании, смогут больше времени уделять познанию и эстетическому освоению мира, общению с другими людьми. Именно в этом направлении потребности человека будут стремиться к бесконечности – ведь стремление человеческой личности к совершенству, в отличие от надобности в материальных благах, вправду пределов не имеет!
Росту потребления такого рода продуктов будет способствовать и «реклама». Я беру это слово в кавычки, поскольку в коммунистическом обществе не может быть рекламы в её нынешнем понимании. При капитализме реклама служит интересам извлечения прибыли, и рекламируются не те товары, которые в действительности нужны людям, а те, что продаются капиталистами ради прибыли. Коммунистическая «реклама» будет состоять во всемерной пропаганде через развитые средства массовой информации тех продуктов, которые, безусловно нужны людям, тех продуктов, в росте потребления которых заинтересовано всё общество. «Реклама» станет служить инструментом формирования такого общественного спроса, который бы способствовал достижению высшей цели коммунизма – гармоническому развитию Личности. Будут пропагандироваться здоровый образ жизни, стремление к Знанию и к Прекрасному; значит, будут всячески рекламироваться качественные, полезные для здоровья продукты питания, спортивный инвентарь, книги и прочие информационные продукты, средства коммуникации людей и т.п.
«Коммунистический стандарт жизни», выражающий отношение к миру нового человека – человека третьего тысячелетия, – противостоит сегодняшнему буржуазному «западному стандарту жизни» с его мещанским культом вещей и безудержным потребительством. Если второй неумолимо ведёт человечество к духовной деградации, а нашу планету – к исчерпанию природных ресурсов и экологическому апокалипсису, то «коммунистический стандарт жизни» как раз и позволил бы решить многие наболевшие проблемы цивилизации, вывести её из тупика.
Переход к новому стандарту жизни, к новой системе ценностей и потребностей, дал бы возможность ограничить разумными рамками (и без всякого непотребного аскетизма и возврата в пещеры, к чему призывают некоторые горе-«экологи») вещественное производство, свести к минимуму разрушительное воздействие на природу, перейти к более экономному расходованию природных ресурсов.
Только лишь на основе перехода к «коммунистическому стандарту жизни», но никак не на основе губительного для земной цивилизации «западного стандарта», можно решить проблему поднятия жизненного уровня ныне отсталых и задавленных империализмом народов Третьего мира. Решение этой проблемы путём приобщения стран Африки, Азии, Латинской Америки и бывшего СССР к «западному обществу потребления», действительно, неприемлемо ни с одной точки зрения.


Tags: Капитализм, Коммунизм, Потреблядство, Реклама
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments