Владимир Александрович Кухаришин (kibalchish75) wrote,
Владимир Александрович Кухаришин
kibalchish75

К. Дымов о капитализме. Часть XX: нестабильность и СМИ

Из книги К. Дымова "Капитализм — система без будущего. Критический анализ современного капитализма и тенденций его развития".

Существует ещё один фактор, который многократно усиливает присущую нынешнему капитализму финансовую нестабильность, – информационный. Мы живём в «информационном» мире, в эпоху чрезвычайного развития средств коммуникации и массовой информации. Благодаря их высокому развитию любое, скажем так, деструктивное событие – теракт, наводнение, землетрясение, эпидемия и т.п. – мгновенно получает теперь самую широкую международную огласку и мощный общественный резонанс. Оно всячески раздувается в СМИ, особенно если в распространении данной новости заинтересованы их хозяева, сопровождается анализом «специалистов» и многозначительными «прогнозами» – оптимистическими или пессимистическими – в зависимости от того, кому как выгодно, обрастает слухами. В работу включаются мастера пресловутого «пиара» – большие умельцы по части трансформирования мух в слонов. Но даже без их участия, и даже при условии абсолютно объективного и беспристрастного освещения события – чего ожидать не приходится, – вокруг него всё равно неизбежно возбуждается нездоровый ажиотаж, и в возникшей шумихе тонут одинокие голоса здравомыслящих людей. Главное – чтобы о событии говорили, ничего большего обычно и не требуется.
Всё это есть продукт соединения общественной психологии – психологии масс людей – и невиданного развития техники передачи информации и донесения её до сведения всех и каждого. Всё это ещё усугубляется целенаправленной работой буржуазных СМИ – этой ужаснейшей демонической силы, получившей на вооружение т.н. технологии high-hume, технологии «обработки сознания», – а также и свойственной вообще буржуазному человеку некритичностью восприятия информации.
В общем, в современном мире любое деструктивное событие благодаря средствам массовой информации приобретает гипертрофированный масштаб, не соответствующий его реальному масштабу (а пропорциональный количеству сообщений в газетах и на ТВ!). И оно влечёт экономические последствия, многократно превосходящие прямой материальный ущерб от него. Это – очень интересный феномен, присущий именно нашей «информационной эре» и становящийся серьёзным фактором развития общества. Поэтому его необходимо принимать во внимание при рассмотрении экономических и политических процессов, происходящих в мире.
[Читать далее]
Возьмём свежий пример – эпидемию китайской атипичной пневмонии. Конечно, болезнь эта очень неприятная. Бесспорно, жаль людей, погибших от неё, и можно понять горе их родных и близких. Но, согласитесь, несколько тысяч заболевших и несколько сотен умерших на Китай с его населением почти в полтора миллиарда человек – это просто ничто! Во всяком случае, эпидемия китайской пневмонии не идёт ни в какое сравнение со средневековыми пандемиями оспы или бубонной чумы, после которых оставались безлюдными целые страны. И в наше время на Земле полным-полно болезней, намного более опасных для человечества, нежели атипичная пневмония. Взять хотя бы туберкулёз, ставший для России и Украины подлинным национальным бедствием. Но про него в СМИ говорят мало, и общественный резонанс по этому поводу невелик. Зато стоило появиться в России одному (!) больному атипичной пневмонией, как московские власти встали на уши и начали проводить дезинфекцию городского транспорта! А на то, что раньше в троллейбусах разъезжали и кашляли тысячи туберкулёзников, никто и внимания не обращал!
Да, любой человек боится подцепить какую-нибудь смертельную заразу, и общественный страх перед атипичной пневмонией тоже можно понять. Однако риск заразиться ею намного меньше, чем риск заболеть тем же туберкулёзом, меньше, чем вероятность попасть под машину или отравиться «палёной» водкой. Тем не менее, люди продолжают, как ни в чём не бывало, гулять по улицам и пить всякую дрянь, купленную где попало! Но только появилась какая-то новая болезнь, выкосившая, повторяю, совершенно ничтожный процент населения, как тотчас же началась паника, и люди стали носить повязки на лице! А всё дело в средствах массовой информации, раздувших по поводу атипичной пневмонии ажиотаж и придавших этой эпидемии неадекватный ей масштаб.
Зато материальный ущерб китайской (да и не только китайской) экономике из-за эпидемии вылился в круглую сумму, намного превышающую непосредственные убытки от болезни. Произошёл отток инвестиций из страны, приостановилась «челночная» торговля, кормящая немалую часть населения России и Китая, большие убытки понесли российские турфирмы, специализирующиеся на Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Миллионы людей потеряли значительную часть своего дохода или вовсе остались без работы и средств к жизни.
Случись нечто подобное всего столетие назад, про эпидемию какой-то непонятной болезни в далёком и загадочном Китае мало кто в мире и узнал бы. А если и узнал бы, то лишь на уровне смутных слухов. Паники не было бы, мир продолжал бы жить размеренной жизнью. Но сейчас, благодаря «электронике», про это знают ВСЕ – даже эскимосы в Гренландии и пигмеи в непроходимых джунглях экваториальной Африки. И каждый боится, что и по его душу придёт злопаскудный вирус.
В современном «информационном» мире какое-нибудь деструктивное событие, усиленное и раздутое СМИ, может элементарно погубить, и притом подчистую, экономику целой страны. Скажем, на свете есть немало стран, типа Антигуа и Барбуды, Сейшельских и Мальдивских островов, Сент-Люсии, живущих почти исключительно иностранным туризмом. В этих странах доля ВНП, создаваемая в сфере туризма, достигает 60 – 70, а то и 90%. Понятно, что благополучие такой страны всецело зависит от того, приедут в неё на отдых «нафаршированные баксами» туристы или нет. А это зависит от множества совершенно непредсказуемых обстоятельств, делающих экономическое положение любого «туристического рая» чрезвычайно зыбким. Вдруг эпидемия некоей загадочной тропической болезни унесёт драгоценные жизни одного-двух американцев, и можете быть уверены: в ближайшие пару лет золотые пляжи страны будут пусты, как берега необитаемого острова Робинзона Крузо! И такими же пустыми будут кошельки островитян!
Но ведь помимо случайностей, которые тоже не всегда случайны, бывают ещё и целенаправленные диверсии! Капитализм – это мир безжалостной конкуренции, и в конкурентной борьбе нет места «общечеловеческой морали» и т.н. «этике бизнеса»! Допустим, поставят себе цель владельцы пятизвёздочных отелей Сент-Люсии во что бы то ни стало угробить туристический бизнес своих конкурентов с соседней Антигуа и Барбуды. Нет ничего проще! Для этого достаточно осуществить один небольшой, но громкий, теракт в одной из гостиниц Сент-Джонса (так зовётся столица Антигуа). И долго потом бизнесмены с Антигуа будут убеждать американцев и европейцев, что их страна – самое безопасное место в Вест-Индии, а тот теракт – лишь досадное недоразумение, которое больше не повторится!
Короче говоря, средства массовой информации стали серьёзнейшим фактором, влияющим на состояние и развитие мировой экономики, и по мере совершенствования средств информационного производства значение этого фактора будет всё возрастать. Новейшие апологеты капитализма могут сколько угодно убеждать нас в том, что это – сугубо позитивный фактор, способствующий распространению объективной рыночной информации и, соответственно, упорядочивающий и стабилизирующий рынок. Но на самом деле всё совершенно наоборот.
Конечно, в определённой мере информация о рынке, которая распространяется СМИ и компьютерными сетями, действует как фактор, стабилизирующий рыночную систему. Так, например, сведения о спросе населения, собранные путём маркетинговых исследований и опубликованные в СМИ, а также установление тесных информационных связей между производителями и потенциальными потребителями (покупателями), несомненно, противодействуют образованию диспропорций. Снижают, говоря словами Б. Гейтса, «коэффициент трения» капитализма.
Однако новейшие апологеты капиталистического строя забывают то принципиально важное обстоятельство, что при капитализме производство и распространение информации, как и производство любых других продуктов труда, осуществляется не для удовлетворения потребностей общества, но единственно ради получения прибыли. Причём здесь совершенно не важно, продаётся некоторая информация как товар, или же она предоставляется широким массам народу бесплатно, как, например, реклама и т.п. Не для того создаётся вся эта суперсовременная система распространения информации о рынке, основанная на «информационной магистрали», чтоб «потребители порадовались». Она создаётся, чтобы производители, капиталистические производители, получали бóльшую прибыль …и радовались. Не «рай для покупателей» создаётся, уважаемый господин Гейтс, а рай для капиталистов!
Публикуется не вся информация, а только та, в распространении которой заинтересованы капиталисты. Объём, полнота и достоверность сведений о состоянии и перспективах развития рынка ограничены коммерческой тайной, ограничены тем обстоятельством, что капиталисты скрывают от конкурентов свои планы. И уже поэтому Internet и все прочие технические достижения в области переработки и доставки информации не способны дать аналитикам возможность точно предсказывать динамику спроса и предложения на те или иные товары (а только в виде самых приблизительных «оценок»!); не способны, вообще, устранить анархию капиталистического производства! По большому счёту, все эти информационно-технические достижения могут дать высокий эффект только при плановой коммунистической экономике, когда отсутствует коммерческая тайна, когда вся экономическая информация централизована обществом и используется для нужд его развития.
Средства массовой информации – телевидение, радио, газеты, журналы, популярные Web-сайты – существуют сейчас не для того вовсе, чтоб информировать общество о происходящем в мире. Эту функцию они выполняют лишь в рамках решения поставленной перед ними цели – принесения прибыли их владельцам. Это не общественные средства массовой информации, а капиталистические СМИ, особого рода капиталистические предприятия, занятые производством и распространением информационного товара. Даже если, скажем, телевидение номинально принадлежит государству, оно, как правило, всё равно контролируется определёнными бизнес-кругами и связано с разнообразными коммерческими структурами, теми же рекламными агентствами в частности, которые неплохо «кормятся» за счёт телеканала.
В любом случае буржуазные СМИ распространяют не ту информацию, что объективно нужна обществу, а товар, который продаётся и приносит прибыль, и это, – прежде всего, всевозможные «сенсации» и т.п. «интересные» сообщения, вызывающие ажиотаж и очень часто дестабилизирующие общественную жизнь.
Более того, важнейшие, популярнейшие СМИ принадлежат не простым капиталистам, но самым могущественным воротилам и их кланам, которые владеют не только телевидением и газетами, но ещё заводами, банками и прочими предприятиями во множестве стран, и при этом ещё ведут активную биржевую игру и валютные спекуляции. Основные каналы телевидения, как известно, контролируются этими самыми финансистами-олигархами. Вспомним, например, нашу новейшую историю, когда весь телеэфир России был схвачен ныне опальными Березовским и Гусинским. И для них, для олигархов, СМИ – это не только коммерческие предприятия, приносящие прямую прибыль, но и инструменты воздействия на общественное сознание, а через него и на экономические процессы, – для воздействия в их, олигархов, интересах. При помощи подконтрольных СМИ спекулянты-финансисты и формируют курсы акций и валют – и загребают, благодаря этому, огромные барыши в отраслях, весьма, казалось бы, далёких от информационного производства.
Возьмём такой вопрос, как влияние СМИ на биржевой курс акций. Цена акций, как принято считать, определяется величиной выплачиваемых дивидендов. Но здесь надо сделать оговорку: она определяется скорее даже не размерами дивидендов, выплачиваемых сейчас, а размерами ожидаемых выплат. Если инвестор уверен, что в будущем он будет получать большие дивиденды, то он охотно купит данные акции, даже если в настоящий момент дивиденды по ним не столь велики. Напротив, если он ожидает крутого падения дивидендов в будущем, то он от таких акций будет избавляться, хоть бы они и приносили сегодня неплохой прибыток.
И вот тут в игру вступают СМИ, распространяющие объективную или не очень объективную информацию о тех или иных фирмах, о рынке в целом и общем положении дел в стране и мире. «Положительная» информация создаёт оптимистические ожидания и, следовательно, способствует «накачке» биржевого курса. Напротив, малейшая негативная информация провоцирует и усугубляет панику. Таким образом, средства массовой информации создают то, что в кибернетике называется положительной обратной связью, обусловливающей «самоусиление» процесса. Своею деятельностью они усиливают «эффект толпы», увеличивают, и в немалой степени, амплитуду рыночных колебаний, расшатывают финансовый рынок и запускают «пусковые механизмы» биржевых (вообще, финансовых) крахов. Разумеется, кризисы эти происходят отнюдь не из-за СМИ, а по объективным причинам, но СМИ исполняют роль «спусковых крючков», капсюлей или детонаторов. А уж «пороховой заряд», для подрыва которого нужна одна только искра, доставляет сама капиталистическая экономика, неминуемо доводящая себя до состояния «перегрева».
Огромное влияние сфера СМИ оказывает и на товарную биржу, на движение мировых цен на нефть и разнообразное сырьё. Любое мало-мальски серьёзное политическое потрясение, получающее огласку и резонанс на телевидении и в прессе, в мгновение ока вызывает лихорадку. Достаточно только проскочить сообщению о том, что террористы собираются (всего лишь собираются!) взорвать какие-нибудь нефтепромыслы, как мировые цены на «чёрное золото» ставят очередной рекорд!
Совершенно очевидно, что по мере развития информационного производства, по мере роста объёмов циркулирующей в мире информации и скорости её доставки, это дестабилизирующее воздействие на капиталистический рынок возрастает. По этой причине колебания капиталистической экономики приобретают ещё большую амплитуду, становятся ещё более резкими и «концентрированными», ибо новости, влияющие на курс акций и проч., доходят до участников рынка практически мгновенно и одновременно, а не с задержками во времени, как раньше.
Надо отдавать себе отчёт в том, что при капитализме информация – это оружие конкурентной борьбы, мощнейшее и разрушительное оружие. В наше время к конкуренту всё чаще «применяется» именно «информационный динамит»: то в виде компромата, сливаемого через бульварные газеты и Internet, то в виде вполне «непредвзятых» ТВ-новостей, то в виде распускаемых слухов, а то и в виде вирусов, запускаемых в компьютерные сети противника.
В направлении усиления кризисов перепроизводства действует и капиталистическая реклама. Казалось бы, она побуждает людей потреблять и этим, вроде бы, противодействует перепроизводству. Но, с другой стороны, она делает «жизненную кривую» товара более «крутой» и обусловливает всё более скоротечный характер моды. Рост продаж некоторого товара, ажиотаж вокруг него, вызванный массированной рекламой, стимулирует капиталистов расширять его производство – и это в тот момент, когда «кривая» уже подходит к пику, а рынок – к перенасыщению…
Вывод можно сделать лишь один: только при коммунизме, в условиях планомерного развития экономики и общественной собственности на информацию, насыщение общества информацией способствует повышению упорядоченности и стабильности всей общественной жизни. При капитализме же, напротив, средства массовой информации ещё больше усиливают хаос и анархию, провоцируют и усугубляют кризисы, делают крайне неопределённым и непрочным экономическое положение каждой фирмы, каждой страны и каждого человека. Капитализм выпустил из бутылки «информационного джина», и теперь загнать его обратно и заставить его служить обществу может только такой строй, который ставит удовлетворение запросов общества во главу угла – как цель производства.


Tags: Капитализм, СМИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments