Вокруг этого мальчика еще при жизни его создавались легенды. Ему посвящались роскошно изданные книги. Ниже - некоторые реальные его черты: "Был с ленцой и не особенно любил книги... Подчинялся только отцу... Болезнь наложила на него тяжелый отпечаток. Скуповатостью напоминал мать... Собирал разные брошенные вещи: гвозди, свинцовую бумагу, веревки и т. п. С отцом говорил по-русски, с матерью - по-английски". С 12-летнего возраста ведет дневник. Пишет беспомощно, каракулями, почерк возраста лет 8-9. Обычно в тетради отмечает: когда встал, когда лег, какая погода, в какую игру играл; почти нет упоминаний об уроках, ни одного названия читаемой книги, ничего - об отношении к учителям. События, которые стоит зафиксировать: "получил французскую медаль"; "чистил штык"; кого-то "покусал пес"; "у Нагорного (дядьки) украли 90 рублей с кошельком"; ходил на Невском по магазинам, "купил счеты, солонку и зажигалку". После пяти лет обучения грамоте пишет: "был у заутрины"; "посля ихнего обеда"; "бешаная сабака укусила Джоя и Брома"; "читал по англиски" (в другом случае-"по англизки"); "лежал и лазил на койку Анастасии"; "днем катался на санках и выворачивался в снеге".... В ставке записывает: "После обеда смотрел публику, которая проходила, на скамейке"... "Катались в лесу. По дороге встретил телегу лошадь испугалась мотора и опракинула телегу. Одна старуха очень сильно ушиблась в бок".
...
Приступив к урокам, Битнер делилась с Панкратовым своими огорчениями. Она столкнулась с низким уровнем подготовки учеников. "Я совершенно не ожидала того, что нашла: такие взрослые дети и так мало знают русскую литературу, так мало развиты. Они мало читали Пушкина, Лермонтова еще меньше, а о Некрасове и не слышали... Алексей не проходил еще именованных чисел, у него смутное представление о русской географии. По совету Панкратова Битнер отвела урок чтению поэмы Некрасова "Русские женщины". "Впечатление, - рассказывала она, - было потрясающим. Княжны мне сказали: как это нам никогда не говорили, что у нас такой чудный поэт".