Введение
Помимо несуществующих секретных дополнительных протоколов, в вину СССР пытаются причислить торговое сотрудничество Сталина с Гитлером в 1939-1941 годах. Якобы торговля с потенциальным врагом есть нарушение «моральных норм» во внешней политике. Сейчас доминируют две оценки советско-германской предвоенной торговли: первая — неудачная и отчаянная попытка «откупиться» от Гитлера и любой ценой отсрочить начало войны, и вторая — сознательная поддержка нацистского режима с целью начать большую войну в Европе и распространить идеи марксизма силой. Что же, давайте разберем полную историю сотрудничества европейских (и не только) государств с Третьим Рейхом, и выясним, кто в итоге оказался прав, а кто виноват.
Т
[ Разобрать и выяснить]Торговля с врагом
По итогам Первой Мировой войны Германия оказалась в сильной экономической зависимости от западных держав. Мировой экономический кризис 1929-1932 годов сильнейшим образом сказался на промышленности Германии и её экономике в целом. Экономическая катастрофа была настолько сильной, что начали набирать силу левые идеи. Что не могло не пугать промышленных и банковских магнатов Германии. Для того чтобы не допустить к власти коммунистов, они сделали ставку на Гитлера и НСДАП. Фашисты стали цепными псами немецкого империализма. Однако немецкая экономика контролировалась далеко не только немецкими олигархами. В 30-е годы Германия вела активную внешнюю торговлю. Более того, без иностранных источников сырья тогдашняя немецкая экономика просто не смогла бы существовать. Так перед Второй Мировой войной «По сырью зависимость от импорта составляла примерно 33%. В металлургической промышленности отношение потребления отечественной руды к потреблению ввозимой руды выражалось пропорцией 1:3. По ряду цветных металлов зависимость от заграницы была чрезвычайно большой: так, по свинцу она равнялась 50%, по меди — 70%, по олову — 90%, по алюминию (бокситы) — 99%. Очень значительной зависимость была также по минеральным маслам (65%), по каучуку (свыше 85%) и по сырью для текстильной промышленности (около 70%)»[1].
Основными поставщиками были США и Англия, которые не только дали гитлеровцам возможность производить закупки благодаря освобождению от платежей по долгам, но и благодаря крупным кредитам. Они снабжали Германию ценными стратегическими ресурсами, например: Англия реэкспортировала в Германию медную руду из Южной Африки, Канады, Чили, Конго. В 1934 году Англией было реэкспортировано меди на сумму 3.87 миллиона марок, что составило треть всего германского ввоза меди, а в 1935 году сумма достигла уже 6.77 миллиона марок[2]. Импорт шерсти из Англии увеличился с 21 миллиона марок в 1934 до 47 миллионов с 1935, когда Германия получила от Англии около половины всего импорта шерсти[3]. В 1934 году немецкий концерн «ИГ Фарбениндустри» заключил соглашение с канадским никелевым трестом, обеспечившее Германии половину всего необходимого ей никеля. Остальной никель Германия получала от английских фирм. Количество импортируемого никеля ежегодно возрастало, так, если в 1932 году, по официальным данным английского министерства торговли, было ввезено 1805т, то в 1933 году — уже 3760т[4].
Еще быстрее импорта промышленного сырья рос германский долг. По официальным немецким данным, сумма задолженности Германии составляла на 28 февраля 1933 года 18 967 миллиардов марок, из которых на краткосрочные кредиты (со сроком уплаты до 28 февраля 1934 года) приходились 8.702 миллиарда марок и на долгосрочные — 10 265 миллиарда марок[5]. В том числе германский долг Англии на 30 сентября 1933 года составлял 132 миллиона фунтов стерлингов, или 1.718 миллиарда марок[6]. Для сравнения: весь германский экспорт в 1933 году составил 4.871 миллиарда марок[7]. Однако 17 февраля 1933 года кредиторы Германии согласились подписать соглашение о невостребовании кредитов[8]. Это был перевод краткосрочных займов в долгосрочные. В середине февраля 1934 года последовало новое соглашение о невостребовании кредитов[9]. 14 июня 1934 года Имперский банк Германии объявил о полном прекращении выплаты иностранных долгов и процентов по ним, кроме платежей по займам Дауэса и Юнга. Кредиторы получали сертификаты, которые они могли превратить в облигации трёхпроцентного займа сроком на 10 лет[10]. Номер газеты «Stock Exchange Gazette» (издаваемой Лондонской биржей)от 3 мая 1935 года:
«Без Англии в качестве платёжного учреждения и без возможности продлить сроки кредитов по соглашению о невостребовании кредитов Германия не смогла бы осуществить свои планы. Мы так стремились продавать Германии, что никогда не допускали вмешательства в торговые дела вопросов о платежах. Снова и снова Германия отказывалась от своих обязательств, публичных и частных, но продолжала покупать шерсть, хлопок, никель, каучук и нефть, пока её потребности не были удовлетворены, а финансирование этих закупок проводилось прямо или косвенно через Лондон»[11]
Забегая вперед стоит сказать, что безудержная милитаризация Германии привела к колоссальным диспропорциям в экономике и громадному росту государственной задолженности, которую Гитлер надеялся погасить за счёт захваченных земель: «Есть лишь два пути: или мы взвалим все тяготы по выплате этого долга на плечи наших соотечественников, или на покрытие этих расходов пойдёт та прибыль, которую мы сможем извлечь из оккупированных восточных территорий. Второй путь несомненно предпочтительнее.»[12]
Что касается железной руды, то её главным поставщиком была Швеция. В 1933-1936 гг. на Германию приходилось до ¾ всего шведского экспорта железной руды[13]. В 1938 году импорт Германии железной руды составлял 9 миллионов тонн, что покрывало 41% потребностей германской металлургической промышленности. Около 60% немецкого чугуна выплавлялось из шведской руды[14]. Для сравнения[15]:
1933 год: весь импорт железной руды составил 4527 тыс. тонн (в т.ч. из СССР: 24,5); весь импорт нефти и нефтепродуктов составил 2428 тыс. тонн (в т.ч. из СССР: 505,5); весь импорт хлопка составил 220 тыс. тонн (в т.ч из СССР: — )
1934 год: весь импорт железной руды составил 8264 тыс. тонн (в т.ч. из СССР: 1,9); весь импорт нефти и нефтепродуктов составил 3094 тыс. тонн (в т.ч. из СССР: 458,6); весь импорт хлопка составил 260 тыс. тонн (в т.ч. из СССР: 5,9);
1935 год: весь импорт железной руды составил 14061 тыс. тонн (в т.ч. из СССР: 2,7); весь импорт нефти и нефтепродуктов составил 3766 тыс. тонн (в т.ч из СССР: 491,9); весь импорт хлопка составил 329 тыс. тонн (в т.ч. из СССР: 3,4);
Что касается экспорта, то в первом квартале 193 года Германия экспортировала в Англию товаров общей суммой на 88 миллионов марок, в первом квартале 1934 года эта сумма увеличилась до 104 миллионов марок[16]. В 1936 году германский экспорт в Англию достиг суммы в 406 миллионов марок[17]. В 1937-1938 годах Германии удалось полностью оттеснить Англию от участия во ввозе металлических изделий в Италию и Швейцарию и занять лидирующее положение в импорте Португалии, Голландии, Бельгии, Дании, Швеции, Норвегии[18].
Даже после начала 2-й мировой войны торговые связи Германии с западными странами не прекратились. Нейтральные страны, такие как Швеция и Турция продолжали снабжать Германию железной и марганцевой рудой[19]. Не отставала и американская компания «Стандарт ойл» (США была в Антигитлеровской коалиции), которая исправно снабжала Германию нефтью, только теперь её поставки шли через «посредников»: франкистскую Испанию и Швейцарию, с которыми США не воевала. Американские танкеры везли нефть на Канарские острова, а оттуда уже немецкие танкеры доставляли ее в Гамбург.
Доклад военной разведки США от 15 июля 1941 года:
«Примерно 20% этих поставок предназначаются для фашистской Германии, причём команды шести судов из тех, которые осуществляют перевозки по этому маршруту, набраны преимущественно из нацистов. Нашему агенту удалось выяснить, что немецкие подводные лодки, постоянно курсирующие в районе Канарских островов, подходят туда именно с целью заправки. Этот же агент обратил внимание на следующее: до сих пор ни один из танкеров концерна «Стандарт ойл» не был торпедирован ВМС Германии, в то время как суда других американских компаний, действовавших на иных маршрутах, постигла такая участь»[20].
Даже вступление США в войну против Германии не остановило американские поставки. В 1944 году Германия ежемесячно получала через франкистскую Испанию 48 тысяч тонн американской нефти и 1100 тонн вольфрама[21]. Ленд-Лиз и поставки в Германию…очень выгодный бизнес.


Но торговлей все не ограничивалось. Западные компании владели в Германии изрядным количеством собственности:
«К началу 30-х годов в Германии действовало более шестидесяти предприятий, — филиалов американских фирм и компаний. Концерн «Дженерал моторс» тесно сотрудничал с «Опелем»(По факту владел. Ред). Треть капиталов «Всеобщей компании электричества» находилось под контролем «Дженерал электрик». Не менее двух пятых немецкой телефонной и телеграфной промышленности подпало под прямой контроль американского концерна ИТТ, связанного с династией Морганов. «Стандарт ойл» держала в руках более 90 процентов всего капитала германо-американской нефтяной компании, владевшей третью всех наливных пунктов Германии перед Второй мировой войной»[22].
«Важно учитывать также и размеры американских вкладов в нацистской Германии к моменту событий в Перл-Харборе, которые составляли примерно 475 млн долларов. Инвестиции «Стандарт ойл» оценивались в 120 млн долларов; «Дженерал моторс» — 35 млн долларов; ИТТ — 30 млн долларов; «Форд» — 17,5 млн долларов. Исходя из того, что США находились в состоянии войны со странами «Оси», американской стороне было бы патриотичнее прекратить деятельность своих компаний в Германии независимо от того, как поступят с ними нацисты: национализируют или сольют с промышленной империей Геринга. Однако погоня за прибылью толкнула на циничное решение: избежать конфискации, объединив американские предприятия в холдинговые компании, чьи доходы переводились бы на американские счета в немецких банках и хранились бы там до конца войны»[23].
К слову, «Форд» контролировал 100% акций компании «Фольксваген». Генри Форд лично распорядился часть средств с продажи автомобилей в Германии переводить НСДАП. Форд поддерживал Гитлера не только на словах. В тридцатые годы он ежегодно поздравлял «своего немецкого друга» с днем рождения, при этом дарил ему «подарок» стоимостью в 50 000 рейхсмарок. По словам американского военного историка Генри Шнейдера, Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности. Мало этого, до самого начала Второй мировой войны владелец автогиганта США поставлял Гитлеру военную технику, за что в честь 75-летия Форда фюрер наградил юбиляра «Большим крестом Немецкого Орла» - самой высокой наградой, которую в то время мог получить иностранец от нацистов. А немецкий консул совершил поездку в Детройт, чтобы лично повесить Золотой крест со свастикой на грудь автомагнату. Форд пришел в восторг от этой награды. На грандиозном праздничном обеде, организованном в день юбилея - 30 июля 1938 года, присутствовало свыше 1500 самых богатых детройтцев. Это произошло ровно через четыре месяца после аншлюса Австрии и начала массового террора против венских евреев. Портрет Генри Форда висел в резиденции самого Гитлера, находящейся в Мюнхене. В свою очередь, Форд бережно хранил портрет фюрера на столе у себя в Дирборне.


Не отставали и англичане. Например, крупнейшему военно-промышленному концерну Англии «Виккерс» принадлежали 49% акций германской военно-химической компании «Дуко АГ», 8% акций «Динамит АГ», 3,5% акций «Дойче гольд унд зильбер шайдеанштальт», а также некоторое количество акций «ИГ Фарбениндустри»[24]. Фирма «Бэбкок энд Уилкокс», поставлявшая паровые котлы всем флотам мира, имела свои предприятия в Третьем рейхе. С началом немецкого перевооружения они резко увеличили производство. Фирма «Дэнлоп раббер» также значительно увеличила выпуск продукции в Германии, что помогло моторизации Вермахта[25].
Всё это ярко демонстрирует кто на самом деле «вырастил зверя». Приведу пару цитат:
«Не может быть и речи даже о том, чтобы бомбить военные заводы в Эссене, являющиеся частной собственностью, или линии коммуникаций, ибо это оттолкнуло бы от нас американскую общественность» — Кингсли Вуд, британский министр авиации (в ответ на предложение первого лорда Адмиралтейства Леопольда Эмери организовать поджог Шварцвальда, чтобы лишить немцев строевого леса, 5 сентября 1939 года)[26]
«Без капиталов, предоставленных Уолл-Стритом, не существовало бы Гитлера и Второй Мировой войны» — Ральф Эпперсон, «Невидимая рука»[27]
ВВоенные технологии
Далеко не последнюю роль в милитаризации Германии сыграли западные фирмы. Концерн «Виккерс» был непосредственно причастен к строительству немецкого подводного флота, подводных мин и заграждений. Согласно свидетельствам Чарлза Крейвна, председателя правления фирмы «Виккерс-Армстронг», фирма имела лицензии на производство подводных мин в Испании и Голландии, где были расположены филиалы концернов Круппа и Цейсса, которые и создавали подводный флот Германии[28]. Для немецкой морской артиллерии закупались снаряды британской фирмы «Хэдфилдс»[29]. Военно-воздушные силы Германии также не обошлись без западных поставок. Например, в 1934 году несколько английских фирм поставили в Германию 96 авиационных моторов, причём это были официально зарегистрированные как направляемые в Германию моторы. А за первые пять месяцев 1935 года Германия получила 89 самолетов и моторов на сумму 199 369 фунтов стерлингов[30]. Если же говорить о полных объемах «помощи», то только за первые восемь месяцев 1934 года в Германию отправились 200 моторов «Кестрел» фирмы «Роллс-Ройс», а еще Германия приобрела 80 моторов «Армстронг-Сидли» повышенной мощности[31]. Кроме того, Германия приобретала лицензии на производство моторов, например, немецкая компания «Байерише моторенверке» производила моторы «Кестрел VI» по лицензии «Роллс-Ройс»[32].
Американцы внесли еще больший вклад в развитие немецкой военной машины. Главными поставщиками самолётов, авиационных моторов и запчастей к ним стали американские компании «Юнайтед эйркрафт корпорейшн», «Пратт энд Уитни компани», «Кэртисс Райт», «Сперри гироскоп», «Дуглас»[33]. Речь идет о закупках суммой в миллионы долларов. Так, только в марте 1934 года Баварским моторостроительным заводам (БМВ) были проданы 420 американских моторов «Хорнет-Д»(на которые, кстати, также была приобретена лицензия)[34]. В результате в 1935 году 11 из 28 типов немецких боевых самолетов были оснащены американскими и английскими моторами[35].
Вот что писал американский публицист Чарльз Хайэм про «торговлю с врагом»:
«Нетрудно представить реакцию граждан США и Великобритании, заяви им, что в 1942 году корпорация «Стандарт ойл» торговала горючим с Германией через нейтральную Швейцарию и что горючее, предназначавшееся союзникам, получал их противник. Их охватил бы справедливый гнев. Как бы они были возмущены, узнай, что после событий в Перл-Харборе «Чейз бэнк» заключал миллионные сделки с врагом в оккупированном Париже с полного ведома правления этого банка в Манхэттене; что во Франции грузовики, предназначенные для немецких оккупационных войск, собирались на тамошних заводах Форда по прямому указанию из Диборна (штат Мичиган), где находится дирекция этой корпорации; что полковник Состенес Бен, глава многонациональной американской корпорации ИТТ, в разгар войны отправился из Нью-Йорка в Мадрид, а оттуда в Берн, чтобы оказать помощь гитлеровцам в совершенствовании систем связи и управляемых авиабомб, которые варварски разрушали Лондон (та же компания участвовала в производстве «фокке-вульфов», сбрасывавших бомбы на американские и британские войска); что шарикоподшипники, которых так недоставало на американских предприятиях, производивших военную технику, отправлялись латиноамериканским заказчикам, связанным с нацистами. Причем делалось это с тайного согласия заместителя начальника управления военного производства США, который одновременно был деловым партнером родственника рейхсмаршала Геринга в Филадельфии. Заметим, что в Вашингтоне обо всём этом отлично знали и либо относились с одобрением, либо закрывали глаза на подобные действия»[36].
ППодарок фюрера
Теперь о торгово-экономическом сотрудничестве СССР и Третьего Рейха. Начиная с 1929 года в Сталинском СССР происходил грандиозный промышленный рывок, страна стремительно развивалась и наращивала экономическую мощь. Для форсированный индустриализации необходимо современное оборудование. Основными нашими торговыми партнерами по закупкам машин и оборудования были США и Германия. Приведу ниже общие суммы советских закупок машин и оборудования за 1929-1934 гг. а также долю в общем объёме советского импорта машин и оборудования[37]:
1929 год: всего закуплено: 923 255 тыс. руб., из них: США — 262 581 тыс. руб. (28,44%); Германия — 366 186 тыс. руб. (39,66%); Англия — 65 845 тыс. руб. (7,13%); Франция — 33 983 тыс. руб. (3,68%);
1930 год: всего закуплено: 1 726 561 тыс. руб., из них: США — 718 093 тыс. руб. (41,59%); Германия — 571 822 тыс. руб. (33,12%); Англия — 100 215 тыс. руб. (5,8%); Франция — 39 241 тыс. руб. (2,27%);
1931 год: всего закуплено: 2 076 197 тыс. руб., из них: США — 755 648 тыс. руб. (36,4%); Германия — 825 424 тыс. руб. (39,76%); Англия — 132 328 тыс. руб. (6,37%); Франция — 21 373 тыс. руб. (1,03%);
1932 год: всего закуплено: 1 366 946 тыс. руб., из них: США — 96 024 тыс. руб. (7,02%); Германия — 772 761 тыс. руб. (56,53%); Англия — 209 824 тыс. руб. (15,35%); Франция — 9 536 тыс. руб. (0,7%);
1933 год: всего закуплено: 521 891 тыс. руб., из них: США — 24 359 тыс. руб. (4,67%); Германия — 325 467 тыс. руб. (62,36%); Англия — 49 729 тыс. руб. (9,53%); Франция — 7 117 тыс. руб. (1,36%);
1934 год: всего закуплено: 202 900 тыс. руб., из них: США — 39 217 тыс. руб. (19,33%); Германия — 62 983 тыс. руб. (31,04%); Англия — 29 024 тыс. руб. (14,3%); Франция — 6 362 тыс. руб. (3,14%);
Обратите внимание, что торговля в 1933 и 1934 резко сокращается. Вызвано это скорейшими мерами Советского правительства по урегулированию бедствия в Поволжье, на Украине и в Казахстане.Объём советской внешней торговли за период с 1932 по 1938 год (по курсу 1 марта 1950 года)[38]:
1932 год: экспорт — 2004 млн. руб. (в т.ч в Германию: 350,2 млн. руб.)/ импорт — 2454 млн. руб. (в т.ч. из Германии: 1142,1 млн. руб.)
1933 год: экспорт — 1727 млн. руб. (в т.ч. в Германию: 298,8 млн. руб.)/ импорт — 1214 млн. руб. (в т.ч. из Германии: 515,9 млн. руб.)
1934 год: экспорт — 1458 млн. руб. (в т.ч. в Германию: 343 млн. руб.)/ импорт — 810 млн. руб. (в т.ч. из Германии: 100,2 млн. руб.)
1935 год: экспорт — 1281 млн. руб. (в т.ч. в Германию: 230,2 млн. руб.)/ импорт — 841 млн. руб. (в т.ч. из Германии: 76,6 млн. руб.)
1936 год: экспорт — 1082 млн. руб. (в т.ч. в Германию: 92,8 млн. руб.)/ импорт — 1076 млн. руб. (в т.ч из Германии: 245,4 млн. руб.)
1937 год: экспорт — 1312 млн. руб. (в т.ч. в Германию: 80,7 млн. руб.)/ импорт — 1016 млн. руб. (в т.ч. из Германии: 151,3 млн. руб.)
1938 год: экспорт — 1021 млн. руб. (в т.ч. в Германию: 64,8 млн. руб.)/ импорт — 1090 млн. руб. (в т.ч. из Германии: 50,7 млн. руб.)
Объём советско-германской торговли с 1931 по 1937 год[39]:1931 год: экспорт в Германию — 303,1 млн. марок/ импорт из Германии — 762,7 млн. марок/ товарооборот — 1065,8 млн. марок;
1932 год: экспорт в Германию — 270,9 млн. марок/ импорт из Германии — 625,8 млн. марок/ товарооборот — 896,7 млн. марок;
1933 год: экспорт в Германию — 194,1 млн. марок/ импорт из Германии — 282,2 млн. марок/ товарооборот — 476,3 млн. марок;
1934 год: экспорт в Германию — 223 млн. марок/ импорт из Германии — 63,3 млн. марок/ товарооборот — 286,3 млн. марок;
1935 год: экспорт в Германию — 191,7 млн. марок/ импорт из Германии — 49,3 млн. марок/ товарооборот — 241 млн. марок;
1936 год: экспорт в Германию — 93,2 млн. марок/ импорт из Германии — 126,1 млн. марок/ товарооборот — 219,3 млн. марок;
1937 год: экспорт в Германию — 65,1 млн. марок/ импорт из Германии — 117,4 млн. марок/ товарооборот — 182,5 млн. марок;
Сразу бросается в глаза сокращение к концу 30-х советско-германской торговли. Вызвано это как идеологическими соображениями, так и чисто экономическими, поскольку в СССР уже была создана и развивалась промышленная база, а значит потребность во внешних закупках машин и оборудования снижалась. Однако неправильным было бы утверждение, что советско-германская торговля полностью прекратилась. Советские специалисты нередко ездили в Германию для ознакомления и приобретения наиболее передовых технологий немцев. Так например, в 1933-1934 гг. в Германии побывали конструкторы моторостроители Харьковского паровозостроительного завода, которые изучили двигатели фирмы БМВ, в сравнении с разработками «Роллс-Ройса», «Фиата» и «Испано-Сюизы». В результате была куплена лицензия на немецкий двигатель БМВ, который стоял на танках Т-28[40]. Осенью того же 1934 года И.Ф. Ткачёв, начальник Главного управления Гражданского воздушного флота, побывал в Германии, где изучил немецкую авиационную промышленность. Не обошел вниманием немецкую промышленность и Военно-морской флот СССР. В середине 30-х годов остро встала проблема производства бронеплит и бронированных корпусов для Советского крупнотоннажного морского флота. В Советском Союзе отсутствовала техника отливки и ковки огромных стальных бронелистов, как и не было мощных промышленных прессов. Для устранения отставания в этой области производства в 1936 году в Германию отправилась группа советских специалистов во главе с начальником Главного броневого управления наркомата тяжелой промышленности СССР И.Ф Тевосяном[41]. Благодаря полученному опыту СССР смог производить тяжелые и мощные бронированные корабли, начал разработку кораблей так называемого «Большого флота».
Торговое сотрудничество СССР и Германии выражалось также в частом предоставлении кредитов. Так например, в 1931 году Германия предоставила кредит в размере 300 млн. марок[42]. В марте 1935 года правительство Германии предложило Советскому Союзу новый кредит под более выгодные условия: 5% годовых вместо 6%, а также более длительный срок — 5 лет вместо 2 лет (по предыдущему кредиту)[43]. 9 апреля 1935 года было подписано «Соглашение между правительством СССР и правительством Германии о дополнительных заказах СССР в Германии и финансировании этих заказов Германией». По этому соглашению Советский Союз размещал под гарантию немецкого правительства заказы германским фирмам на 200 млн. марок. В число заказов входило: оборудование для фабрик и заводов, машины, оборудование для нефтяной и химической промышленности, изделия электропромышленности, различная аппаратура и т.д. Всего же по этому кредиту СССР приобрел товаров на общую сумму 151,2 млн. марок[44]. Поставки со стороны СССР должны были по договоренности начаться в конце 1940 года и закончиться к 1943 году.[45]. Однако СССР так и не приступил к погашению кредита, а 22 июня 1941 года любые выплаты по кредиту стали нецелесообразны. Таким образом кредит 1935 года стал безвозмездной финансово-технической помощью, этаким «подарком фюрера».