Владимир Александрович Кухаришин (kibalchish75) wrote,
Владимир Александрович Кухаришин
kibalchish75

Categories:

Памятка о братской могиле на Сергиевской горе в Уфе

Из сборника «Борьба за Урал и Сибирь».

Это случилось приблизительно через месяц после занятия нашими войсками Уфы. За городом наши красноармейцы нашли десятка четыре обезображенных трупов. Обнаружили их случайно. При разборе проволочных заграждений какой-то красноармеец ударился сапогом о череп. Стали копать и под мелким слоем земли то там, то тут стали находить эти обезображенные и вре­менем и зверством белых трупы. Откуда они, кто они? — никто не знал. Да и узнать их было трудно. Лежали они под землей в самых неестественных позах с переломанными ребрами, вы­вернутыми руками и ногами, с пробитыми черепами, с отбитыми носами... У одних на шее болтались обрывки веревок, у других руки и ноги крепко были связаны проволокой военного поле­вого телефона... Среди мертвецов — две-три женщины, несколько дряхлых стариков... Рядом с одной женщиной, тесно прижав­шись к материнской груди, лежал обезображенный труп младенца.
Этих нашли случайно, сваленных в одну кучу, но сколько осталось необнаруженными таких куч и разбросанных одиноч­ками и по советской земле невинных жертв!?
Пьяные и озверевшие офицерские колчаковские банды, отсту­пая, на своем пути не щадили никого. Даже стариков и женщин убивали, даже младенцев расстреливали. Убивали с наслажде­нием, упивались их кровью и муками... Мучили и пытали, и по­том издевались над обезображенными трупами.
Глядя на эти трупы, нетрудно было представить себе, что они перенесли при жизни, находясь во власти этих зверей.
[Читать далее]Их было около четырех десятков. Но из одной только Уфим­ской тюрьмы перед отступлением, по ночам, белые выводили за город сотни заключенных. Жители слышали, как с разных сто­рон в город доносились выстрелы. Тюрьма опустела, но зато обломками человеческих костей запестрели луга, поля и леса.
Сколько их было?
Никто этого не может знать, так как их было очень, очень много. Количество их не поддается учету.
Приходили осматривать эти трупы сотни людей, потерявших своих родных и близких, но признать их никто не мог... Они были страшно обезображены. И похоронены они, как неизвестные жертвы зверства белых.
Кратко и мрачно красные объявили населению:
«Такого-то числа состоятся гражданские похороны жертв гра­жданской войны на Сергиевской горе. Собраться в парке Свободы».
И больше ничего. Но население само узнало все подробности, и вся красная Уфа забурлила:
«Проклятие убийцам, не пощадившим даже стариков, женщин и детей!..».  
А в день похорон улицы запестрели красными и черными знаменами. Дома опустели. Дети, дряхлые старики и старухи, не говоря уже о молодых и сильных, приняли участие в гра­жданских похоронах.
К парку Свободы тянулись бесконечные колонны организо­ванных демонстрантов, и толпой, густой, как вулканическая лава, шел растерявшийся обыватель с тревожной думой на челе: «Не­ужели еще вернутся к нам эти люди-звери?..».

«Эти трупы кричат о мщении, — громко и нервно над голо­вами демонстрантов неслась отрывистая речь последнего орато­ра, — на этих трупах запечатлены все кровавые инстинкты крова­вых колчаковских офицерских банд. Их лозунг: «Водрузить над Русью снова власть двуглавого орла» в эти печальные минуты может возбудить лишь глухую ненависть к его носителям. По­смотрите, какие ужасные следы оставили когти этого двугла­вого орла на телах граждан Советской России. Эту картину никто из нас забыть не должен, не имеет права. На трупах их поклянемся наказать виновных и освободить землю рабоче-кре­стьянскую от звероподобных людей»...
Речь оратора была прервана многотысячным шепотом: «Кля­немся! Клянемся!..».
Под звуки похоронного марша опускали в братскую могилу мертвецов. Красные и черные знамена отдавали последний при­вет погибшим и, шелестя на ветре, печально склонялись к земле. Каменистая почва дробью падала в братскую могилу, и скоро на самой вершине Сергиевской горы, под самой Уфой, вырос могильный холм над неизвестными обезображенными трупами.




Tags: Белые, Белый террор, Гражданская война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments