Владимир Александрович Кухаришин (kibalchish75) wrote,
Владимир Александрович Кухаришин
kibalchish75

Category:

Я. В. Козлов и В. В. Корнеев о «германских деньгах» Ленина. Часть I

Из книги Я. В. Козлова и В. В. Корнеева «Правда о Ленине. Ответ клеветникам».

С 1917 г. и по сегодняшний день в определенных кругах широко укоренилось мнение о том, что, возвратившись из эмиграции в Петроград в апреле 1917 г., В. И. Ленин располагал значительными суммами денежных средств, якобы полученных от Германии. При этом одни авторы указывают на то, что немецкие деньги стали поступать В. Ленину уже после его приезда в Петроград 3 апреля 1917 г., а другие — что В. И. Ленин прибыл в Петроград уже с финансовыми средствами, которые были предоставлены ему непосредственно во время проезда из Швейцарии в Россию. Причем в качестве доказательства многие авторы не брезгуют пользоваться откровенными слухами. В частности, со слов некой Донцовой, являвшейся женой активного сотрудника созданной в 1916 г. в Швейцарии при содействии Германии Лиги нерусских народов России (Liga der Fremdvolker Russlands), Ленин якобы взял в поезде, возвращаясь в Россию, крупную сумму денег из рук любовницы Карла Радека. Имя этой любовницы осталось неизвестным, зато подчеркивалось, что деньги она получила от немцев.
Подобного рода сведения, не без содействия официальных российских властей, монархически-клерикальных кругов, различных антикоммунистических сил, сегодня заполонили страницы газет и журналов, теле- и радиопередачи, сеть Интернет. Налицо политический заказ, направленный на дискредитацию В. Ленина и его сторонников, очернение большевистской партии. Об объективном и уважительном отношении к истории в таких условиях говорить не приходится.

[Читать далее]Принципиальная антивоенная позиция большевиков в 1914-1917 гг., их лозунги «о поражении своего правительства» и о «превращении империалистической войны в гражданскую» вызвали бешеную травлю со стороны тех, кто предпочитал продолжать вести мировую бойню «до победного конца». В первых рядах обличителей Ленина находилась мировая буржуазия и подкупленная ею печать, воинственный генералитет и промышленные круги, наживающиеся на войне, а также простые обыватели, находившиеся в тумане патриотического угара. Как это часто уже бывало в истории, обличители не брезговали пользоваться в этой борьбе самыми грязными приемами, в том числе пытаясь опорочить В. Ленина путем распространения о нем самых невероятных сведений.
Сразу после отъезда В. Ленина и его сторонников из Швейцарии местная буржуазная печать заполнилась статьями о том, что Ленин получил от германского правительства 2 миллиона франков. Газета «Петроградский листок» в июле 1917 г. сообщала: «В банковских кругах передают, что финансирование «большевизма» немецким правительством пока обошлось в 40 000 000 рублей». А английская контрразведка 12 мая 1917 г. сообщала в российский Генштаб, что «социалист Ленин получил 4 мил. марок с поручением действовать в пользу сепаратного мира в интересах Гогенцоллернов и Романовых». Вот так, даже в интересах Романовых!
Среди населения России распространяли слухи не только о якобы привезенных В. И. Лениным деньгах, но даже сообщали, что «Ленин... привезен в Россию в бронированном поезде, где один вагон занимал он, а остальные вагоны были заняты золотом, для работы по возмущению русского народа». Золота до сих пор не нашли, но мифы о «пломбированном вагоне» продолжают и сегодня будоражить умы российских граждан. Причем слухи и сплетни, а также откровенная ложь стали особо востребованы в России в 90-е гг. XX в., в период насильственной ломки социалистического общественного строя, когда на страницах печати можно было прочитать, например, следующее: «Огромные суммы денег, переправленные в тщательно охраняемом вагоне с Лениным и его сторонниками, были успешно спрятаны большевиками в Разливе и весьма умело использовались по назначению».
Прискорбно и то, что подобная информация сегодня наличествует и в изданиях, претендующих на научность. Так, в одном из них говорится: «То, что пропагандистская атака большевиков летом 1917 г. финансировалась значительными суммами германских денег, не было, надо сказать, просто одним из слухов. Уже 1 апреля 1917 г. Министерство иностранных дел Германии ходатайствовало о выделении «на политическую пропаганду в России» очередных 5 млн марок, которые немедленно были отпущены и, по-видимому, утекли в основном к большевикам». …подобные суждения… ни на йоту не подкрепляются историческими источниками.
Ряд авторов, используя фальшивые документы, утверждают, что у В. И. Ленина в марте 1917 г. был открыт личный счет, на который из Германии поступали денежные средства для нужд РСДРП(б), в том числе и для издания партийной большевистской прессы. Фальшивый документ о получении В. И. Лениным на свой счет в Кронштадте в июне 1917 г. 315 000 марок должен служить, по расчету этих авторов, наглядным подтверждением того, откуда и в каких размерах поступали немецкие деньги на партийные нужды. Поэтому мы проведем анализ этих так называемых документов.
Не выдерживает серьезной критики выдвигаемое некоторыми авторами заключение о взаимосвязи возвращения В. И. Ленина в Россию с «германскими деньгами» и ощутимого роста тиражей выпускавшихся большевистских газет. Безосновательны утверждения о финансировании газеты «Правда» из иностранных источников, а также поверхностное суждение о ее якобы нерентабельности.

В 2017 году, в год столетия революции, появилась новая серия различных публикаций, в которых их авторы обличают В. Ленина и партию большевиков в финансировании со стороны кайзеровской Германии. Причем читателю предъявляются некие «новые» документы, которые якобы подтверждают данный факт. Попробуем же понять, в чем состоит «новизна» этих источников и что они собой представляют.
Для начала обратимся к публикациям периодической печати. Так, 12 февраля на сайте газеты «Комсомольская правда» был размещен материал под названием «Октябрьскую революцию в России готовили на деньги Запада», в котором приводится интервью с писателем Г. Е. Соколовым. Последний в качестве неопровержимого доказательства аморальности большевиков приводит текст некоего документа, а именно записки, датированной 16 ноября 1917 г. В ней, принадлежащей как будто бы архивному делопроизводству Советской республики, говорится о том, что его сотрудники изъяли в фондах министерства юстиции Временного правительства «...приказ германского имперского банка за № 7433 от 2-го марта 1917 года об отпуске денег тт. Ленину, Зиновьеву, Каменеву, Троцкому, Суменсон, Козловскому и др. за пропаганду мира в России». Кроме того, советские служащие, как утверждается в данном документе, проверили «все книги Ниа-Банка в Стокгольме, заключающие счета тт. Ленина, Троцкого, Зиновьева и др., открытые по ордеру Германского имперского банка № 2754...». Тем самым текст документа недвусмысленно свидетельствует, что германское правительство деньги большевикам выделяло, и, чтобы скрыть сей факт, советская сторона данные улики уничтожила.
Этот же документ приводится в вышедшей в апреле 2017 г. статье специалиста в области проблем международной безопасности Юрия Федорова «Немецкие деньги большевиков, или сколько стоит революция», а также в поступившей в массовую продажу в мае 2017 г. книге «Кто заплатил Ленину?», авторами которой являются писатель Валерий Шамбаров и режиссер, продюсер, сценарист Елена Чавчавадзе.
Другие сведения из «достоверных источников» представляет широкой публике писатель, литературовед и публицист В. И. Кузнецов. В предисловии книги «Тайны Октябрьского переворота. Ленин и немецко-большевистский заговор. Документы, статьи, воспоминания» (поступила в продажу в апреле 2017 года) он ссылается на документ, хранящийся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) в деле под названием «Сводка российской контрразведки, составленная из циркуляров Генерального штаба и Министерства иностранных дел России», в котором будто бы «содержится информация о перечислении в Кронштадт на имя Ленина денег из банка «Disconto-Gesellschaft». В общем, на неискушенного читателя в год столетия Октябрьской революции обрушился целый вал публикаций, в которых их авторы обвиняют большевиков в предательстве, оперируя некими, как они пишут, ранее неизвестными документами.
Столь серьезные обвинения требуют обстоятельного разбора. В первую очередь зададимся вопросами: «Неужели это настоящие подлинные документы?». И еще: «Откуда и когда появились в обществе данные бумаги?».
И тут оказывается, что ничего сенсационного в этих так называемых документах нет. На самом деле это широко известные историкам-специалистам «документы Сиссона» или, как их еще называют, «бумаги Сиссона», а также аналогичная им одна из серий поддельных документов, именуемая «Сводкой российской контрразведки». Эти фальшивки, которые всякий раз начиная с 90-х годов XX в. выдаются за некие вновь обнаруженные документы, постоянно тиражируются и публикуются в СМИ и публицистической литературе. И это несмотря на то, что доктор исторических наук Виталий Старцев еще в 1994 г. в своей книге «Ненаписанный роман Фердинанда Оссендовского» доказал их фальшивый характер. А доктор исторических наук Геннадий Соболев в 2008 г. в статье «К вопросу о так называемых «документах российской контрразведки» в 1917 году» убедительно опроверг версию о «новизне» документов, входящих в так называемую «Сводку российской контрразведки». Как давно выяснено, данные документы почти полностью были опубликованы еще в 1918 г. Э. Сиссоном в его брошюре «The German-Bolshevik conspiracy» («Немецко-большевистская конспирация» или «Германо-большевистский заговор»), т. е. в сборнике, получившем название «документы Сиссона». Иначе говоря, это одни и те же сфабрикованные Ф. Оссендовским «документы», но хранящиеся в разных местах.
Учитывая тот факт, что в СМИ, в различных публицистических и даже порой в научных работах, а также в публикациях в сети Интернет, с завидной регулярностью цитируются несколько подобных фальшивых документов, а именно:
от 16 ноября 1917 г. записка об изъятии приказа Германского имперского банка за № 7433 от 2-го марта 1917 года;
от 2-го марта 1917 г. приказ Германского имперского банка № 7433 об отпуске денег Ленину и других лицам для пропаганды в России;
от 18 июня 1917 г. о получении В. И. Лениным от немцев на свой счет в Кронштадте со счета немецкого банка «Дисконто-Гезельшафт» 315 000 марок;
от 12 февраля 1918 г. сообщение председателю Совета народных комиссаров от германского разведочного отделения «Nachrichten-Bureau» (Нахрихтен Бюро) и др., будет очень любопытно проследить историю появления и распространения этих поддельных документов. Особое внимание мы обратим на процесс популяризации этих фальшивок в период от 90-х годов XX века и вплоть до 2017 года.
27 декабря 1917 г. в Ростове-на-Дону была свергнута власть местного Совета рабочих и солдатских депутатов, и контроль над городом установили казаки атамана А. М. Каледина. Именно в это время, когда власть в городе находилась под контролем антибольшевистских сил, две местные газеты («Приазовский край» и «Ростовская речь») 6 января 1918 г. опубликовали «документы», из содержания которых усматривалось, что большевики являются платными германскими агентами. Несколько позднее эти «документы» начали перепечатывать другие газеты, выходящие на территориях, где власть на тот период времени была подконтрольна силам, ведущим активную борьбу с Советами. В частности, 21 июня 1918 г. семнадцать антибольшевистских «документов» увидели свет в томской газете «Сибирская жизнь», на страницах которой отмечалось, что ранее данные документы были напечатаны в «Приазовском крае» и «Ростовской речи». Чуть позже «документы» из «Сибирской жизни» перепечатала омская газета «Сибирская речь».
Каким же образом в распоряжении ростовских газет оказались эти так называемые документы? Один из лидеров антисоветских сил в годы Гражданской войны и интервенции, глава партии кадетов П. Н. Милюков указывает на то, что они были доставлены в штаб Добровольческой армии в Новочеркасск специальным курьером из Петрограда в конце декабря 1917 года. При этом П. Н. Милюков не указывает конкретно, кто именно привез эти «документы». Ряд исследователей высказывают обоснованное предположение, что таким человек мог быть редактор петроградской газеты «Вечернее время» Е. П. Семенов. Американский дипломат и историк Джордж Кеннан по данному поводу пишет следующее: «Вскоре после Октябрьской революции, когда «Вечернее время» было закрыто, он (Е. Семенов. — Авт.) поехал на казачью территорию, чтобы примкнуть к Корнилову. Это именно он, вероятно, тот, кто привез туда документы...». Этой же точки зрения придерживался и доктор исторических наук В. И. Старцев. А в современном издании мемуаров и документов Белого движения говорится следующее: «В декабре 1917 г. после предварительных переговоров с французским послом Ж. Нулансом и британским уполномоченным Ф. Линдлеем на мятежный Дон к генералу Корнилову оправился петроградский эмиссар Е. П. Семенов. 16 декабря в Новочеркасске он представил доклад группе генералов, руководителей белого движения во главе с Л. Г. Корниловым и М. В. Алексеевым». Скорее всего, именно Е. Семенов, хорошо знавший Ф. Оссендовского, и доставил сфабрикованные бумаги в Новочеркасск.
В то же время следует заметить, что «документы» о сотрудничестве большевиков с кайзеровской Германией увидели свет не только в русской антибольшевистской прессе, но и во французской печати. В начале февраля 1918 г. в трех номерах газеты «La Petit Parisien» на французском языке публиковалась серия «документов», в том числе и те, которые ранее были изданы в антибольшевистской России. Автор французской публикации Бернард Тафт указывал, что получил документы из России, от некоего ученого, который, в свою очередь, получил их от русского революционера, располагающего оригиналами документов, в репутации которого не может быть сомнений и чье имя известно всем, кто следил за событиями русской революции. Также Бернард Тафт сообщал, что революционер разрешил издательству опубликовать его имя, но газета решила этого не делать, опасаясь за жизнь своего информатора. Итак, по словам самого Б. Тафта, он получил копию «документов» (!!!) от некоего «ученого», имя которого он не раскрыл. Не опубликовал Тафт и имя революционера-посредника, хотя и получил его согласие. Все это наводит на мысль, что столь загадочная история намеренно была выдумана публикатором ради сокрытия подлинного источника происхождения приобретенных им бумаг.
Во французской газете был опубликован и вышеупомянутый нами «документ» про 315 000 марок для В. И. Ленина, но, в отличие от русской публикации, он датируется не 1 июля 1917 г., а 18 июня 1917 года. Кроме того, в газете увидел свет некий приказ Германского имперского банка № 7433 от 2 марта 1917 года об отпуске денег Ленину и других лицам для пропаганды в России, который до этого не публиковался в русской антибольшевистской прессе. Этот «документ», как мы указывали выше, стал также широко использоваться теми авторами, которые всячески стараются доказать участие Германии в финансировании В. И. Ленина и его партии.
Еще одна серия «документов», аналогичная тем, которые ранее были напечатаны в антибольшевистской прессе и французской газете «La Petit Parisien», оказалась в распоряжении у специального представителя Комитета общественной информации США в России (The Committee on Public Information) Эдгара Сиссона. Последний так вспоминал историю приобретения данных бумаг: «2 февраля (1918 г. — Авт.) Робинс принес мне английскую версию пачки документов, которая, если она была истинной, показывала, что Ленин, Троцкий, Луначарский, Фюрстенберг-Ганецкий и некоторые другие большевистские лидеры были аккредитованными и оплачиваемыми агентами Германии в момент их возвращения в Россию, а также способы финансирования. Документы не показывали германских связей после революции, не имели более поздних, чем октябрь 1917 г., дат». 4 февраля 1918 г. Сиссон получил еще одну английскую копию «документов», а также копию на русском языке. После того как он подготовил общую редакцию этих «документов», посол США в России Д. Р. Фрэнсис 9 февраля 1918 г. отправил ее телеграммой в Госдепартамент США.
Содержание телеграммы стало известно широкой общественности только в 1931 г., когда был опубликован сборник документов «Papers relating to the foreign relations of the United States, 1918. Russia. Volume I» («Документы, связанные с международными отношениями США, 1918. Россия. Том 1»), В телеграмме на английском языке приводились тексты тринадцати «документов», относительно которых Д. Р. Фрэнсис констатировал, что он не сомневается в их подлинности, хотя и не располагает оригиналами. Почему же американский посол с таким доверием отнесся к «бумагам Сиссона»? Здесь, конечно, стоит отметить в первую очередь плохое знание Д. Фрэнсисом России, в особенности ее политической жизни. По отзыву британского дипломата Р. Г. Брюс Локхарта, который встречался с американским послом в 1918 г., у того было «полное отсутствие знания русских политических дел», доходящее до того, что Фрэнсис «...не отличает левого социалиста-революционера от картошки». Вдобавок сыграли свою роль и антисоветские взгляды посла, которые он никогда не скрывал, и его стремление во что бы то ни стало восстановить русский фронт мировой войны после прихода к власти большевиков. В общем, лучшего адресата, готового принять лживые бумаги за подлинные, найти было нельзя.
Между тем «новые» антибольшевистские фальшивые документы продолжали поступать к Э. Сиссону. На протяжении февраля — начала марта 1918 г. в его распоряжении оказались очередные «бумаги», которые ему лично передал уже известный нам Е. П. Семенов.
Следует заметить, что в литературе имеются более подробные сведения об истории появления данных бумаг у Э. Сиссона. В частности, В. А. Авдеев и В. В. Марковчин в предисловии к воспоминаниям британского разведчика Джорджа Хилла приводят следующие его слова относительно истории покупки и продажи «документов Сиссона»: «Когда я был в Петрограде, ко мне подошел наш работник и сказал, что купил документ, за который заплатил 15 тысяч фунтов стерлингов (150 тысяч золотых рублей царскими деньгами) и который указывает и подтверждает, что Ленин, Троцкий — немецкие шпионы. Документ был настолько правдоподобен, что не оставлял никаких сомнений в их виновно-сти. Потом им было получено еще несколько документов, и нигде не было никакой ошибки. Но однажды я взял увеличительное стекло и обнаружил, что везде в этих разных документах русская буква „е“ немного не дописана. Я сразу заявил, что это фальшивка. Нашли парня, который фабриковал эти документы, и он на допросе признался в их подделке.
Тогда наш сотрудник из СИС заявил, что не хочет, чтобы британская казна страдала из-за этой ошибки, и мы продали эти документы американцам за 25 тысяч фунтов стерлингов (250 тысяч золотых рублей). Американцы распространяли их в колчаковской и деникинской армиях».
Аналогичные сведения приводит Робин Брюс Локхарт, сын известного нам Роберта Локхарта. В 1967 г. он опубликовал книгу об английском шпионе Сиднее Рейли «Асе of Spies» («Ас шпионов»), в которой эпизод с «документами Сиссона» описывается следующим образом: «Потроша вместе с Хиллом всю доставленную корреспонденцию, Рейли обратил внимание на то, что все письма из разных концов России однотипны до крайности, словно их писал один человек. Придя к выводу, что документы, очевидно, подделаны, он предложил Бойсу продать их американцам, что тот и сделал, выручив у господина Э. Сиссона, главы миссии США в Петрограде, солидную сумму».
В другом источнике утверждается, что за эти документы у Фрэнсиса было запрошено 25 тысяч долларов, которые были им выделены. На Нью-Йоркской бирже в период Первой мировой войны за 1 английский фунт предлагали 4 доллара 76 центов, исходя из этого курса 25 тысяч долларов составят 5252 фунта. Нам думается, что эта цена сделки более вероятна, а указание на то, что за фальшивые документы американцы заплатили англичанам 25 тысяч фунтов, — сильное преувеличение.
В США широкой общественности «документы Сиссона» стали известны после начала их публикации в американской прессе. 15 сентября 1917 г. в США в газете «New York Times» («Нью- Йорк таймс») вышла статья «Documents Prove Lenin and Trotzky Hired by Germans» («Документы подтверждают вербовку Ленина и Троцкого немцами»), в которой на английском языке были опубликованы переданные Е. П. Семеновым Сиссону «документы», но не все, а только лишь семь из них. В их число входил «документ» от 16 ноября 1917 г. об изъятии приказа Германского имперского банка за № 7433 от 2 марта 1917 г., который ранее нигде не публиковался. Кроме того, там впервые также был обнародован еще один «документ», не менее популярный по цитированию, чем предыдущий. В нем некий петроградский разведчик германского разведочного отделения «Nachrichten-Bureau» (Нахрихтен Бюро) якобы сообщал 12 февраля 1917 г. председателю Совета народных комиссаров, что «найденные у арестованного капитана Кошкина два германских документа с пометками и штемпелями Петербургского охранного отделения представляют собой подлинные приказы Имперского банка за № 7433 от 2 марта 1917 года об открытии счетов г. г. Ленину, Суменсон, Козловскому, Троцкому и другим деятелям на пропаганду мира, по ордеру Имперского банка за № 2754...».




Tags: Большевики, Германские деньги, Ленин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments