Триста тысяч расстрелянных в Челябинске — именно такую цифру произнес академик и правозащитник-диссидент Андрей Дмитриевич Сахаров 9 сентября 1989 года в ходе траурного митинга на Золотой Горе, что расположена на западной окраине Челябинска.
Это место получило название благодаря тому, что здесь на протяжение почти 100 лет с 1830-ого до середины тридцатых годов XX века велась золотодобыча, но со временем неглубокие шурфы золотых приисков иссякли, и старатели покинули их, оставив холм изъеденным множеством глубоких ям.
О страшной находке многочисленных человеческих останков в одной из этих ям в газету «Челябинский рабочий» сообщил местный житель Юрий Герасимов летом 1989 года. Новость о массовых захоронениях на окраине столицы Южного Урала произвела эффект разорвавшейся бомбы в масштабах всего СССР. Изучение обнаруженных тел, остатков одежды и обуви указывали на то, что захоронения можно отнести к тридцатым-сороковым годам XX века. Наличие следов пулевых и штыковых ранений не оставляло сомнений в том, что перед широкой общественностью предстало одно из свидетельств работы палачей сталинского НКВД.
Среди обнаруженных останков были в том числе и фрагменты человеческих тел, которые можно отнести к подросткам, не достигшим совершеннолетия. Это подлило еще больше масла в огонь развернувшегося в СМИ негодования по поводу бездушной тирании, правопреемником которой на тот момент являлся вполне травоядный перестроечный СССР. Место массового расстрела посетил и главный оппозиционный деятель восьмидесятых, лидер всего диссидентского движения Сахаров. Его же соратниками на скорбном месте в сентябре 1989-ого был организован многолюдный митинг, на котором присутствовало более шести тысяч человек. Событие широко освещала пресса и телевидение, в том числе иностранное. Именно в этот момент Сахаров выступит с обличительной речью в адрес советской системы и заявит о трехстах тысячах загубленных человеческих жизнях только в одном Челябинске, отметив, что в целом по стране преступный сталинский режим собрал кровавую жатву более чем в сто миллионов человек.
Речь, произнесенная столь авторитетным общественным деятелем, стоящим буквально на костях, шокировала многих. Эти слова, многократно воспроизведенные с экранов телевидения, в глазах мировой общественности окончательно закрепили за советским режимом образ тирании кровожадных маньяков. Этот тот самый образ, который американская пропаганда пыталась пририсовать Советскому Союзу в течение всей холодной войны.
Внутри же страны слова о трехстах тысячах жертв репрессий, зарытых под Челябинском, стали одним из козырей, что были разыграны либеральной оппозицией в схватке за власть, что в конечном итоге завершилась отставкой Горбачева и распадом СССР.
Спустя три десятилетия некогда топовые новости эпохи перестройки полностью стерлись из массовой памяти. Давно уже не стоит на повестке дня вопрос об оценке масштабов злодеяний советской власти. Ведомственные архивы рассекречены и открыты для исследователей. Именно благодаря их кропотливой работе и стараниям, установлено точное число вынесенных и исполненных смертных приговоров в 1921-1953 гг. Это число составляет 799 455, из которых 11 592 вынесены на территории Челябинской области. Геологические выработки Золотой Горы были подвержены тщательному исследованию, в результате которого были обнаружены останки 350-ти человек. Напомню лишь о том, что на эти годы в истории нашей страны приходится жестокая борьба с басмачами. В 20-е годы вся Средняя Азия была одной горячей точкой, подобной Чечне в 90-е. Затем были внутрипартийные распри в ВКП(б), локальные конфликты в преддверии Второй Мировой Войны, а также Великая Отечественная Война.
Сопоставляя меры государственного принуждения того времени и современности, невольно приходишь к выводу об их относительной мягкости даже по отношению к применению смертной казни.
Так, на сегодняшний день в мирном и благополучном 2016 году в США приведения в исполнение своего приговора дожидается 2 851 смертник. Причем смертная казнь лиц, не достигших 15-летнего возраста, была запрещена в США только в 2002 году.
Менее чем восемьсот тысяч расстрелянных за три десятка лет даже близко не сопоставимы с тезисом Сахарова о сотне миллионов жертв. Безусловно, среди этих восьмиста тысяч помимо насильников, убийц, грабителей, предателей и коллаборационистов есть и те, кто получил свой приговор по политическим обвинениям. И сам факт наличия хотя бы одного осужденного на смерть просто за свои оппозиционные мысли и высказывания бросает черную тень на всю судебную систему СССР той эпохи. Другое дело в том, что за анекдот о Сталине или за рыбу, завернутую в газету, где напечатан его портрет, никого не сажали. Да, были репрессии, включая в том числе гонения целых народов, таких как немцы поволжья, крымские татары и горские народности Кавказа. Однако общая численность заключенных, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы в СССР за 1935-1953 год достигала в среднем около двух миллионов человек, что составляло примерно 1,13% от общей численности населения страны. К примеру, в СССР на первое января 1938 года отбывало наказание, связанное с лишением свободы 1 881 640 человек (общая численность населения составляла 170 557 000 человек). Аналогичные данные на первое января 2016 года для Российской Федерации — число заключенных составляет около 650 000 человек (общая численность населения составляет 146 544 710 человек). В это же время на США приходится 2 200 000 заключенных (общая численность населения составляет 323 952 889 человек).
Практически сразу же информационный повод, связанный со страшными находками на Золотой Горе, стал использоваться для дискредитации режима Горбачева.
Можно критиковать судебную систему СССР в 30-50 годы за скорые расправы троек НКВД, обвинительный уклон, отсутствие у обвиняемого права на защиту, непрозрачность и за то, что решения зачастую выносились заочно, а заседания часто даже не протоколировались. Но в среднем по рассматриваемым делам треть приговоров были оправдательными. В нынешней РФ попавшие на скамью подсудимых получают оправдательный приговор в среднем от 3 до 8% случаев.
Таким образом, говорить об особых людоедских условиях существования пенитенциарной системы в СССР при Сталине не приходится. Безусловно, она не была лишена своих изъянов, к тому же существовала в драматичное военное время, которое также оставило свои следы. Сегодня политические спекуляции либеральных деятелей конца 80-х годов мало актуальны и не вызывают ничего, кроме злой шутки о миллиарде расстрелянных лично Сталиным.
Ныне на Золотой Горе стоит памятная часовня и камень с упоминанием о том, что на этом месте будет установлен памятник жертвам политических репрессий. Только вот когда? Этот камень стоит уже более двадцати лет, но городские власти не спешат решать вопрос с установкой масштабного монумента жертвам политических репрессий именно на этом месте. Среди историков и краеведов Челябинска нет однозначного мнения о том, кем же были эти 350 человек, чьи останки обнаружены в шахтных шурфах. Часть придерживается мнения правозащитников Мемориала о том, что это жертвы сталинских палачей. Другие же, в частности Лев Леонов, в 1999 году высказали предположение о том, что обнаруженные тела принадлежат умершим беженцам в ходе военных зим. В годы войны в Челябинске, население которого увеличилось мгновенно в пять-семь раз, многие люди оказались совершенно одни в непривычном для себя суровом климате. Жили здесь и умирали здесь тысячами от голода, холода, лишений, непосильного труда. Возможно, среди захороненных были и раненные, скончавшиеся в санитарных эшелонах, которые останавливались на станции Челябинск.
Представьте суровую уральскую зиму, полуголодных изможденных работой людей и трупы неизвестных — каждый день, каждый день. Вряд ли для них копалась отдельная могила, делался гроб. Заброшенные штольни как место их последнего приюта были на тот момент вполне логичным решением.
В пользу этого довода говорит и тот факт, что следы пулевых ранений из 350 человек встречаются лишь у 54. Также в результате подробных исследований местности в районе захоронения было обнаружено только 11 пуль и 7 гильз, при чем только четыре из них принадлежат штатному оружию НКВД того времени — револьверу системы Нагана, еще две принадлежат винтовке Мосина, которая также могла быть в руках чекистов, три относятся к охотничьим ружьям. Остальные же относятся к таким экзотичным системам, как револьвер Смит-Вессон и бельгийский пистолет карманной модели Мервин-Галберт, имевшим широкое распространение в качестве гражданского оружия в царской России в конце ХIХ века.
Сейчас мы можем только гадать, кем же были эти 350 человек. Жертвы палача НКВД, эвакуированные и скончавшиеся в санитарных поездах раненные и больные, а может, это жертвы бандитских разборок, которые произошли еще до революции? Вероятней всего, каждая из этих версий имеет право на существование. Огромные ямы на окраине города в глухом, скрытом от глаз месте всегда и во все эпохи могли быть использованы в качестве места расправы и в качестве могилы.