Владимир Александрович Кухаришин (kibalchish75) wrote,
Владимир Александрович Кухаришин
kibalchish75

Categories:

В. Г. Кокоулин о победе партизан на Алтае

Из книги Владислава Геннадьевича Кокоулина "Белая Сибирь: борьба политических партий и групп (ноябрь 1918 –
декабрь 1919 г.)"
.

Массовый характер партизанское движение на Алтае стало приобретать в августе 1919 г., когда небольшие партизанские отряды стали пополняться как добровольцами, так и мобилизованными крестьянами, в результате чего сформировались партизанские армии.
2 августа вспыхнуло восстание в селе Зимино, лежащем в 80 верстах от Барнаула на трактовой дороге в Змеиногорск. Основное ядро повстанцев составили дезертиры колчаковской армии, ушедшие в партизанский отряд. Поводом к восстанию послужили действия карательного отряда прапорщика Абраменко, посланного для вылавливания дезертиров в этот район, и начавшего расправу с родителями дезертиров, взятых в заложники. Партизаны прибыли в село Зимино и на митинге обратились к крестьянам с призывом помочь освободить арестованных. Крестьяне согласились, и повстанцы направились в село Чистюньку, где освободили заложников…
Получив известие о восстании, барнаульские военные власти сделали попытку сразу же разгромить очаг восстания – Чистюньку и Зимино. С этой целью из Барнаула вечером 2 августа был отправлен сборный отряд особого назначения из 50 человек под командой подпоручика Барского. Отряд утром 3 августа выступил на Чистюньку, но встреченный огнём повстанцев принуждён был отступить.
[Читать далее]После того как зиминцы отбили наступление колчаковского отряда на село Чистюньку, 4 августа из Барнаула была отправлена на станцию Топчиху 12-я рота 5-го стрелкового Пражского полка имени Массарика при 4 пулемётах под командованием поручика Скрита для подавления восстания. Утром 5 августа 40 чехословаков при 2 пулемётах и 20 русских солдат под командой поручика Барского снова начали наступление на село Чистюньку, но после двухчасового боя колчаковцам вновь пришлось отступать.
Зиминское восстание послужило толчком к восстаниям в других сёлах Алтайской губернии. Узнав, что Зимино поднялось, павловцы 2 августа собрались на сходку, избрали ревком, объявили мобилизацию 1915, 1916 и 1917 годов и уже на следующий день произвели разбивку мобилизованных на роты и эскадроны. Спешно собиралось огнестрельное оружие и ковались пики. Из старых чугунных труб кузнецы смастерили две пушки, одну из которых разорвало при первом же выстреле, а другая действовала в продолжение всей осады Павловска. К 5 августа в восстание были вовлечены все сёла и деревни, начиная от Шелаболихи, расположенной у Оби и до деревни Михайловки, находившейся в 25 верстах от Барнаула.
8 августа партизанскими отрядами было занято село Мезенцово. На следующий день появилось воззвание Главного военно-революционного штаба Алтайской губернии, в котором была изложена программа действий:
– Революционными отрядами избран главный военно-революционный штаб Алтайской губернии. Этот штаб принял на себя всю полноту военной и гражданской власти в местностях, освобождённых от белых <…> Главной его целью является восстановление в Сибири истинно народной Советской власти, во всех своих действиях он будет руководствоваться декретами центральной Советской власти – Совнаркома всей России.
Крупным успехом партизан стало занятие станции Черепаново. 13 августа около 2 500 повстанцев из Усть-Мосихи, Киприно и Сузунского Завода решили задержать продвижение колчаковских отрядов, отправляемых из Новониколаевска в Барнаул для подавления восстания. Для этой цели они через сёла Шипуновское и Карасёво двинулись на станцию Черепаново. В то же время другой отряд повстанцев в 1 000 человек отправился через село Бобровку и Мышлянскую в расположенную на реки Оби деревню Чингисскую с целью задержать колчаковские войска, которые могли отправиться из Новониколаевска на пароходе по Оби в город Камень на усиление колчаковского гарнизона. В ночь с 14 на 15 августа около тысячи повстанцев заняли станцию Черепаново. Продержались они полдня. В 4 часа дня 15 августа станция была взята обратно отрядом “голубых улан”.
Тем не менее, кратковременное взятие станции Черепаново оказало сильное влияние на настроение население на Алтае. Начальник Алтайского губернского управления государственной охраны сообщал 16 августа управляющему губернией:
– Настроение населения Барнаула не только продолжает оставаться прежним, но даже усугубилось под впечатлением захвата красными станции Черепаново Алтайской железной дороги и это новое успешное проявление работы банд вновь дало основание к осуждению власть имущих, прекращение же подвоза из сельских местностей продуктов первой необходимости вызвало поднятие цен на эти предметы потребления, что в свою очередь нервирует население. В рабочих массах продолжает крепнуть уверенность в скором приходе Советской власти, а расстрел чинами Барнаульского контрразведывательного пункта 7 человек, взятых из местной тюрьмы, вызвал среди мастеровых и рабочих железной дороги лишь бòльшую ненависть к агентам правительства.
Против повстанцев были брошены крупные силы белых. В Барнаул и его уезд отправлялось несколько карательных отрядов, в том числе отряд атамана Анненкова. В приказе уполномоченного командующего войсками по Барнаульскому району генерал-майора Биснека требовалось:
– В целях быстрой ликвидации мятежа и для обеспечения военным начальникам возможности применять все вызываемые обстановкой меры, объявляю Барнаульский военный район на осадном положении и предписываю действующим в районе военным начальникам уничтожать без суда всех, принимающих прямое или косвенное участие в мятеже, конфискуя и уничтожая их имущество.
Против повстанцев в районе реки Чарыш действовал отряд под командованием полковника Полякова…
Как сообщалось… в сводке, “мятежные отряды частью уничтожены, частью расстреляны”…
После разгрома села Шелаболихи карательный отряд пошёл на село Павловский завод. Население, не имея возможности оказать сопротивление, бежало в село Боровское.
Когда в повстанческом районе Мамонтова стало известно о восстании в Зимино, то появился приказ... в котором сообщалось, что в Барнаульском, Змеиногорском, Каменском уездах и Семипалатинской области восстало более 500 сёл и деревень. В Славгородском районе, где размещалась партизанская армия Мамонтова, требовалось: “1) всем сёлам, имеющим волости, сохранить порядок старого образца до особого распоряжения; 2) немедленно при появлении наших головных отрядов объявить всем прилегающим к волости сёлам и деревням о вышеуказанном восстании; 3) повсеместно установить связь соединённых волостей, сёл и деревень <…> 6) всех разбегающихся белогвардейцев задерживать, обезоруживать и препроводить в штаб; 7) <…> все новобранцы и солдаты белых по сдаче оружия освобождаются на волю, после чего по их желанию разрешается поступить добровольцами в ряды Красной Армии”…
Заняв Зимино, белые начали расправу над восставшими. В селе они сожгли 92 дома с несколькими амбарами хлеба и расстреляли 35 жителей. Карательные отряды Харченко и Хмелевского и поручиков Гордиенко и Серебренникова расстреляли и повесили свыше 3 000 человек в Усть-Чарышской пристани, Вяткине, Легостаеве, Рассказихе, Михайловке, Огнях, Сибирячке и в других сёлах Барнаульского и Бийского уездов. Из села Усть-Алейского, где сожжён был 61 дом, и сёл Зимино и Чистюньки в течение нескольких дней вывозилось на нескольких подводах разное крестьянское имущество: пимы, шубы, полушубки, а также съестные припасы – масло, птица, хлеб, мука, свинина и т.д. Угонялись также целые гурты крупного рогатого скота, овец и лошадей.
Массовый характер партизанское движение в Горном Алтае стало приобретать также в августе 1919 г. Образовалось несколько партизанских районов: 1) Чарышский в бассейне среднего течения рек Чарыша и Ануя; 2) Куяганская, Черно-Ануйская, Барагашинская и Усть-Канская волости; 3) Абайская, Усть-Коксинская, Катандинская и Верх-Уймонская волости…
4 сентября главный военно-революционный штаб Алтайской губернии разослал циркуляр, в котором сообщал, что он созывает съезд крестьянских депутатов восставших местностей… Съезд… открылся 9 сентября. После доклада председателя съезда П.К.Голикова было решено образовать Областной исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (Облаком), которому передавалась вся полнота власти. Съездом также были приняты резолюции о конфискации имущества бежавших к белым, осуждённых революционным трибуналом в соучастии буржуазной власти спекулянтов, о реквизициях “только в случаях крайней необходимости”.
Осенью 1919 г. под контролем белогвардейцев на Алтае остались только города, линия железной дороги и притрактовые селения. Большую часть сельской местности контролировали партизаны…
Выбив партизан из деревень, белые учиняли расправу над местным населением. Комиссар штаба 1-го Алейского полка сообщал в штаб корпуса 11 октября, что в Малышевом Логу противник изнасиловал 30 женщин, зарубил местных жителей – 17 человек, казнил 13-летнего мальчика…
Для успешного наступления на алтайских партизан колчаковское командование направило в Барнаул 43-й Омский и 46-й Томский полки. Вместе с ними прибыл бронепоезд “Сокол”, два броневика “Степной” и “Туркестан”, артиллерия. Из Семипалатинска на станцию Рубцовка прибыл казачий полк и два полка голубых улан и чёрных гусар под командованием генерала Евтина. В Славгороде и Камне готовился к наступлению польский полк “им. Костюшко” под командованием полковника Болдока <…> Кроме этих полков в Барнауле находился 3-й отдельный образцовый егерский батальон под командованием полковника Окунева в 1 000 штыков, 3-й Барнаульский Сибирский стрелковый полк и части 5-го Чехословацкого пражского полка “имени Массарика”. Технически полки были вооружены более чем достаточно: при 43-м и 46-м полках имелось 47 пулемётов и 6 орудий. Части генерала Евтина имели 12 пулемётов и 4 орудия. Всего в полках насчитывалось до 15 тысяч штыков и сабель при 18 орудиях, 100 пулемётах, одном бронепоезде и двух броневиках.
К моменту наступления колчаковцев на Солоновку в армии [партизан] насчитывалось свыше 30 000 бойцов…
Утром 15 ноября белые полки пошли в наступление. 43-й полк, соединившись у Солоновки с 46-м полком, повёл наступление вдоль кромки бора, со стороны деревни Селиверстовой. Колчаковцы открыли по селу огонь из 54 пулемётов и 6 орудий. Под прикрытием огня в наступление перешла и белая кавалерия, начавшая охватывать в кольцо со степи тыловую часть Солоновки. Была угроза, что Солоновка очутится в замкнутом кольце.
В ночь с 15 на 16 ноября положение для белых изменилось в худшую сторону: неожиданно ударил сильный мороз. Колчаковцы вырыли в лесу ямы и забрались в них, чтобы кое-как согреться. В это время повели наступление с правого фланга 1-й, 7-й и 6-й полки, а с левого – 4-й полк, вызванный штабом главкома для подкрепления из деревни Волчихи. Бой с большими потерями для обеих сторон продолжался несколько часов.
16 ноября утром после ожесточённой артиллерийской, пулемётной и ружейной стрельбы колчаковские полки возобновили наступление на Солоновку…
К часу ночи стрельба начала стихать и бой прекратился, а рано утром 17 ноября партизаны узнали, что противник сбежал.
Окончательный разгром белых армий на Алтае начался после падения Омска. 18 ноября информационный отдел штаба 3-го корпуса обобщил сообщения районных штабов и военно-революционных комитетов и пришёл к выводу, что крах белой армии неизбежен. Родинский военно-революционный районный штаб сообщил, что белые двигались из Славгорода на село Солоновку, заслышав о падении Омска, повернули обратно. Златопольский летучий отряд обстрелял Славгородский вокзал и связался с рабочими Кулундинской железной дороги. 9-м Каргатским полком в селе Дурманке было разбито 2 батальона белых, убито 60 человек, остальные разбежались. Выделившийся из 1-го полка отряд алейцев разбил отряд поляков численностью около 1 000 человек, и двинулся на Чарыш, мобилизуя по пути население. В Ключевском районе организовались отряды в 300 аулах, установив связь с партизанами.
19 ноября Златопольский летучий отряд занял без боя Славгород. Начальник штаба генерал Касаткин приказал всем силам отступать к станции Поспелиха, а затем – к Барнаулу. Информационный отдел штаба 3-го корпуса 27 ноября сообщал, что по линии Алтайской железной дороги царит паника, офицеры бегут из армии, рытьё окопов на станциях Рубцовка и Поспелиха прекратилось, что свидетельствует о том, что у белых всё кончено. 5-й полк занял село Ключи и выслал разведку на Павлодар, в котором, как выяснилось, уже нет никакой власти. 29 ноября командир боевого участка сообщил в штаб корпуса, что 28 ноября 10-й Змеиногорский советский полк и 4-й Семипалатинский полк заняли Рубцовку, захватив до 1 000 пленных и несколько пулемётов, много винтовок в патронов, два орудия и снаряды. За Рубцовку сражались только офицеры и добровольцы. Новобранцы, которыми руководил солдат Дербет, перешли на сторону партизан.




Tags: Белые, Белый террор, Гражданская война, Интервенция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments