Владимир Александрович Кухаришин (kibalchish75) wrote,
Владимир Александрович Кухаришин
kibalchish75

Categories:

В. Б. Безгин об антоновском терроре

Из сборника «Тамбовское восстание 1920-1921 гг.: исследования, документы, воспоминания».

Действия повстанцев по отношению к противнику были предельно жестокими. Вполне закономерно, что первыми жертвами восставших крестьян стали сельские коммунисты. Один из участников бандитских отрядов на допросе в губернском ЧК показал, что 4 августа 1920 г. был набег на с. Тогулуково в количестве 23 человек, где был сожжен амбар с двумя коммунистами и еще один был убит. В с. Срединовке 8 августа 1920 г. был разгромлен совет, поймано 6 коммунистов, которые и были расстреляны...
[Читать далее]
Террор повстанцев в отношении коммунистов был в своем роде местью за их предыдущие действия. Так, райорганизатор Оржевского района Кирсановского уезда Г. Н. Елизаров в докладе от 5 августа 1921 года отмечает: «Оно [население] помнит, как коммунисты, работающие в уезде, очень часто превышали свою власть, часто делали внезаконные поступки, которые в корне дискредитировали советскую власть, и своими узурпаторскими жандармскими выходками до глубины души возмущали крестьянские массы. И это не было проявление диктатуры к не подчиняющимся советской власти крестьянским массам, а наоборот, затронуты были интересы крестьян, искренне преданных советской власти, что подтверждаю своим личным наблюдением».
Примечательно, что упомянутый автор через месяц, уже в должности председателя Ржаксинского волкома партии и волисполкома, направил в Кирсановский укомпарт информационный доклад, в котором подробно описывал убийство «бандитами» своего предшественника, бывшего председателя волисполкома т. Кончакова и еще нескольких коммунистов, произошедшее в с. Иноковке 1 сентября 1920 г. Вот выдержка из этого доклада: «Произошло издевательство над задержанными коммунистами. Их избивали железными прутами, приговаривая: «Вот тибе масло, вот тибе яйца, ешь, глатай!» Присутствующие при этой бесчеловечной расправе местные крестьяне были очень довольны происходящим»...
По мере распространения восстания нарастал накал страстей, а вместе с ним и степень жестокости, проявляемой к противнику. Приведем лишь несколько примеров. 4 сентября 1920 г., по словам члена Тамбовского УЗО (уездного земельного отдела), «в пределах Александровской волости конный отряд бандитов захватил членов выездной ЧК и поголовно их уничтожил. 29 сентября в с. Богдановке бродившим отрядом бандитов убиты три партийных работника и разогнан волисполком». В информационной сводке Пензенской ЧК за период с 15 октября по 1 ноября 1920 г. сообщалось, что «в занятых селениях банды Антонова производили грабежи, отнимали у крестьян лошадей, вытаскивали из Совета все дела и сжигали их. Пойманных коммунистов они жестоким образом пытали, надругались над ними и после всего этого дорубали насмерть шашками».
…комиссаров, командиров, ответственных партийных и советских работников ждала неизбежная смерть...
Председатель уездной политической комиссии т. Смоленский сообщал т. Тухачевкому, что «после отъезда его и Чайковского из села, где они провели сельский сход для разъяснения приказов №130 и 171, в ночь на 21 мая 1921 г. бандитами было убито 4 крестьянина, которые осуждали бандитизм на собрании. Среди них - один старик 68 лет, один демобилизованный красноармеец, бывший делегат беспартийной конференции».
Примеров жестокости тамбовских партизан множество. Вот некоторые из них. В д. Зверевка 27 мая 1921 г. была зарублена бандитами жена бывшего военного комиссара Нижне-Спасской волости Колошникова. А 2 июня 1921 г. в с. Бокино был убит бывший председатель сельсовета. 9 августа 1921 г. в с. Александровке Степановской волости банда численностью 80 человек зарубила председателя и членов сельсовета, после чего скрылась. Из информационной сводки особого отдела при РВС Тамбовской группы войск от 23 июня 1921 г. узнаем, что «бандиты снова применяют белый террор. В д. Березовка Сосновской волости Тамбовского уезда гр. Иванникову Александру Егоровичу бандиты переломали руки и отрубили пальцы на ногах, а брату его дали 100 ударов плетьми».
Решительно повстанцы расправлялись с лицами, уличенными в шпионаже в пользу противника. В донесении политтройки Токаревского района от 19 июня 1921 г. сообщалось, что «бандиты в с. Михайловке Абакумовской волости вырезали гражданина Истомина Михаила Яковлевича и его жену, подозреваемых в шпионаже».
…как способ устрашения партизаны применяли поджоги. В гражданской войне поджог села был обычной практикой воюющих сторон и использовался довольно часто. Из сводки Рассказовского райревкома за 4-5 июля 1921 г. явствует, что «с. Малая Талинка наполовину выгорело от поджогов бандитов, которые, угрожая крестьянам, говорят, что если они не пойдут вместе с бандой, то село будет сожжено дотла».
Характерно то, что повстанцы пытались воздействовать на карательные части посредством местного населения. Так, в с. Семеновку Абакумовской волости в июне 1921 г. приезжала бандитская милиция в числе 70 человек, которая собрала общее собрание граждан и просила, чтобы те ходатайствовали перед красным командованием о прекращении взятия заложников, угрожая, если это будет продолжаться так дальше, то, за неимением у них концентрационных лагерей, будут вырубать поголовно все семьи красноармейцев и коммунистов. К тому же они запугивали граждан тем, что красным пришло подкрепление из татар, китайцев и латышей, которые будут вырезать всех поголовно».
Партизанские отряды, остро нуждаясь в лошадях и провианте, совершали налеты на мирные села, где пополняли запасы продовольствия, а также меняли или угоняли коней. О частоте и характере таких рейдов дают представление политсводки 2-го боевого участка. По сведениям за последнюю декаду июня 1921 г.: «В Сампурском районе бандитами взято у граждан 62 лошади и делали много бесчинств. Они пустили слух, что если сельсоветы не бросят подчиняться Соввласти, то будут перерублены»; «У граждан с. Ивановки угнано 110 лошадей»; «В с. Шишкино 29 июня банда численностью в 30 человек забрала 30 овец и продукты и через три часа ушла в лес, оставив воззвание крестьянам о взятии оружия для борьбы с Соввластью»; «В д. Комаревке и Масловке 29 июня банда в 50-60 всадников забрала скот и хлеб у крестьян и ушла в лес».


Tags: Антоновщина, Белый террор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments