Составила М. Ю. Зайцева. Интересно как то, что представляли собой антоновские вожаки, так и то, насколько строго они были наказаны советской властью.
Ананьев Павел Алексеевич
Согласно показаниям П. Ананьева в тамбовской губчека, он пошел в партизаны из-за угрозы физической расправы над ним: «Мои родные братья накинулись на меня с организатором и избивали меня до полусмерти и сказали: «Командир эскадрона Красной Армии и не идешь с нами в банду». Утром на второй день жена моя нашла меня беспамятного за селом и отправила меня в больницу в Моршань, но лечить меня он не стал, потому что боялся бандитов. Я в Салтыкове пролежал 31 день, после чего привезли меня домой, и я не мог говорить. Пройдя 20 суток, братья следили за мной и забрали меня с собой в Саратовский партизанский полк». Пробыл в Партизанской армии минимум 3 месяца. После тяжелого боя под селом Моршань Ананьев сдался начальнику дружины села Леонтьевки Василию Игнатьевичу Курзину, который направил его в г. Кирсанов в политбюро. В Кирсанове он был освобожден подпискою, которой обязался искупить свою вину вербовкой бандитов и изъятием оружия.
По собственной просьбе направлен в качестве секретного агента для работы в селе Саюкино той же волости Тамбовского уезда, где он поймал одного повстанца. Потом работал в селе Северки Саратовской губернии и по Кирсановскому уезду.
То ли Ананьев лишь делал вид, что работал на чека, то ли так хорошо замаскировался, но пойманный вместе с другим повстанцем в декабре 1921 года в Балыклейском поле, получил от председателя ревкома своей волости следующую характеристику: «Бывший офицер. Всегда был контрреволюционером против Советской власти, был командиром банды в селе Маркунь и вообще видным деятелем в штабе Антонова».
Осужден 23 марта 1922 года Тамбовским ОГПУ за причастность к банде Антонова. Реабилитирован.
[ Читать далее]Антонов Дмитрий Степанович
20 мая 1917 г., перешел на работу в Тамбовскую городскую милицию на должность младшего помощника начальника 4-й милицейской части. В июне 1918 года по приказу милицейского начальства принял участие в контрреволюционном восстании в Тамбове, о чем сильно сожалел; вызвал этим поступком сильное недовольство старшего брата Александра…
В июне 1919 года был одним из двух руководителей ограбления «Боевой дружиной» в числе 40 человек детского приюта в деревне Мосоловке Золотовской волости Кирсановского уезда. Приют был создан для летнего отдыха детей рабочих из Петрограда и Москвы. У кассира было отнято 110 000 рублей.
Астафуров Иван Антонович
В 1919 г. служил в Тамбове в рядах РККА, затем зачислен на Первые Московские кавалерийские курсы. В начале ноября 1920 года отпущен в отпуск из-за извещения о болезни отца…
20 ноября 1920 года в родную деревню Колмаковку вошли антоновцы. По просьбе семьи и больного отца (так объяснил свой поступок Астафуров на допросе в НКВД в 1937 г.) в Красную армию не вернулся, вступил в ряды восставших…
В конце июля 1921 г. Астафуров добровольно сдался вместе со своим эскадроном Особому отделу 3-го боеучастка. Осужден реввоентрибуналом 14 сентября 1921 г. на 5 лет принудительных работ с высылкой вглубь страны. Однако, несмотря на приговор, наказание отбывал не в Архангельской губернии, куда отправили большинство повстанцев, а недалеко от родных мест, в Трегуляевской сельскохозяйственной колонии, что возле Тамбова. Интересен факт применения к нему в конце 1922 года - единственному из повстанцев, находившихся в колонии, - амнистии в честь пятилетней годовщины Октябрьской революции, по которой он был досрочно освобожден…
По показаниям односельчан, данных ими в 1937 г., во время восстания 1920-1921 гг. Астафуров лично выступал на митингах и собраниях в родном селе и призывал крестьян объединяться в «организацию Антонова для борьбы против Советской Власти и большевиков», рассказывая крестьянам о плохой жизни при советской власти и большевицкой партии. «Доказывал, что власть Керенского была лучше, а Соввласть отобрала землю у крестьян и загоняет крестьян в кабалу». Допрошенные в 1937 г. в НКВД крестьяне показали, что Астафуров лично участвовал в расстрелах коммунистов и советских работников…
В 1934 г. исключался из колхоза. Работал в совхозе им. Максима Горького штукатуром. В конце ноября 1935 г. от имени комсомольцев его родной деревни в Токаревский отдел НКВД поступило заявление. В нем комсомольцы просили принять жесткие меры к командиру полка бандитских организаций Астафурову Ивану Антоновичу, так как на праздник Октябрьской революции он не дал им гармошки, сказав что «это праздник не наш, а ты, комсомолец, иди и праздновай».
В 1937 г. за антисоветскую агитацию осужден на 10 лет; реабилитирован по этому делу в 1989 г. За участие в антоновском восстании реабилитирован 21.06.1993 г.
Бармин Иван Антонович
Осужден 30.10.1921 г. РВТ за бандитизм на 5 лет. Вероятно, из-за добровольной явки с оружием и подчиненными отбывал срок не на Севере России, а в Трегуляевской сельскохозяйственной колонии рядом с Тамбовом... Освободился досрочно, но не ранее 1923 г. Вернулся в Репное Борисоглебского уезда и занялся торговлей. В 1923 г. женился на М. В. Богдановой из деревни Синие Кусты того же уезда и переехал в ее деревню. На новом месте продолжил заниматься торговлей мануфактурой, постоянно имел товаров на 500 рублей. Торговлей занимался до 1926 г., «пока на торговцев не стал делаться нажим».
В правах восстановлен в 1929 г. Арестован 26 января 1931 г. по обвинению в агитации против советской власти по ст. 58-10 УК РСФСР. По постановлению тройки ОГПУ 26 апреля 1931 г. заключен в концлагерь на 5 лет. Реабилитирован по делу 1931 года прокуратурой Тамбовской области 30 июля 1989 г.
Ворожищев Иван Максимович
10 мая 1919 года мобилизован в Красную армию в отдельную кавалерийскую дивизию, откуда отпущен по болезни.
Присоединился к повстанцам в конце 1920-го года…
18 сентября 1921 года вместе с командирами Д. П. Венедиктовым, И. А. Барминым и отрядом в количестве 161 человек Ворожищев сдался…
По договоренности с сотрудниками чека, И. М. Ворожищев принял деятельное участие в операции чека в районе сел Грибановки и Малых Алабухов Борисоглебского уезда в конце сентября - октябре 1921 г. В составе группы из 18 бывших повстанцев, согласившихся на сотрудничество в обмен на смягчение приговора, вошел в контакт с последним крупным и боеспособным партизанским отрядом…
В числе задач, поставленных перед Ворожищевым, были: компрометация командиров перед рядовым составом отряда, создание обстановки неуверенности и страха перед Красной армией, убеждение партизан в необходимости дезертировать из антоновских войск.
По окончании успешной операции И. М. Ворожищев, предварительно получив нагоняй от кураторов за пьянку, устроенную им с уполномоченным чека Баевским и другими в период операции, был освобожден.
Кулдошин Александр Борисович
В 1918 году добровольцем вступил в ряды Красной армии и служил в 1-ом Борисоглебском карательном отряде, где занимался амнистиями по своей части. В 1919 году арестован за взятку и присужден полковым судом к 5 годам тюремного срока. Отправлен отбывать наказание в сельскохозяйственную колонию, откуда в 1920 году бежал в родные края и находился дома до вступления в ноябре 1920 года в отряды партизан. Информация о периоде начала его партизанской карьеры требует проверки, так как данные взяты из его показаний в губчека. Есть большая вероятность того, что А. Б. Кулдошин, находясь на нелегальном положении, был в числе первых руководителей отряда повстанцев села Моисеево-Алабушки и близлежащих населенных пунктов, присоединившихся к восстанию в конце августа 1920 года. В числе первых операций отряда в те дни был разгром Волконского сырзавода и убийства советских служащих.
23 декабря 1920 года вышел приказ Главоперштаба о формировании 2-го Борисоглебского полка, командиром которого стал А. Б. Кулдошин... В начале января 1921 г. набирали партизан: по окрестным селам разъезжали агитаторы по три-четыре человека и собирали народ на сходы. На сходах главным образом призывали к уничтожению коммунистов и коммунистического строя…
В феврале того же года находился под следствием по рапорту командира 4-ой бригады, в котором организатор Подгоренской волости и Моисеево-Алубушковского района Иванов сообщал, что партизаны отказываются находиться в полку из-за неправильных действий Кулдошина. От руководства полком А. Б. Кулдошин был временно отстранен. По окончании следствия Кулдошин, заслуживший у красных командиров репутацию «отчаянного головореза», занял должность помощника командира 2-го Борисоглебского полка под командованием Д. П. Венедиктова.
18 августа 1921 года Кулдошин с 30 подчиненными… сдался…
В течении трех месяцев 1921 года А. Б. Кулдошин работал по заданию уполномоченного 1-го секретного оперативного отдела Мальчевского, выполняя инструкции по дискредитации повстанческого движения и нейтрализации оставшихся лидеров повстанцев в Борисоглебском уезде. Вместе с ним в этих операциях были задействованы еще около двух десятков бывших партизан и их командиров…
Сразу после явки завербованные бывшие партизаны получали на руки «охранные грамоты» Особого отдела губчека с подписями Чалышева и Родионовского, не позволявшими их арестовывать. Новоиспеченные агенты, посланные в села Чуево-Алабушки и Моисеево-Алабушки, произвели в этих селах грабежи, а также пьянствовали вместе с сотрудниками чека так, что сотрудник Родионовский потерял наган…
В конце сентября - октябре 1921 г., продолжая сотрудничать с губчека, А. Б. Кулдошин выявлял местоположение скрывающихся партизан и склонял их к добровольной явке…
Из-за наличия в деле А. Б. Кулдошина свидетельств земляков о его личных расправах над советскими работниками и коммунистами, его, в отличие от сдавшегося месяцем позже И. М. Ворожищева, не освободили, а отправили в Архангельский концлагерь «как принесшего большой вред Советскому строительству». Там же в лагере он и умер.
Его родной брат, И. Б. Кулдошин, отсидел 2 года в концлагере и позже проживал в деревне Синекустовские отруба Ржаксинского района Тамбовской области до 1937 года, когда был вновь арестован и осужден на 10 лет ИТЛ.
Серебряков Петр Дмитриевич
Коммунист с 1918 года... Летом 1919 года мобилизован в Красную армию… Спустя короткое время Серебряков в числе 150 человек из армии дезертировал и направился домой в Ольшанку. Летом 1920 года был руководителем группы дезертиров около 300 человек, группировавшихся в районе Кузьминского леса в Волчьем и Барсучьем оврагах, где они скрывались от отрядов по борьбе с дезертирством до возникновения антоновского движения. В это время к ним в лес приехал Василий «Карась», сообщивший, что по поручению Антонова вербует дезертиров, и объявил их принятыми в партизанскую армию…
После окончательного разгрома повстанческого движения Серебряков бежал на Украину, где скрывался до 1923 года. Затем выехал в Москву, явился в ГПУ, откуда его отправили в Тамбов.
Данные по наказанию, понесенному Серебряковым за участие в восстании, разнятся. Согласно его собственным показаниям в 1932 году, он отсидел всего 3 месяца и был освобожден, а по справке Ольшанского сельсовета от 1932 года, был осужден на 5 лет концлагеря. Известно также, что П. Д. Серебряков не оказывал содействия властям в поимке повстанцев и изъятии оружия.
В 1925 году уехал на Урал в Верхне-Каменский округ в город Усолье, где работал артельным старостой. Некоторое время работал в Средней Азии. На Тамбовщину вернулся летом 1932 года. В ноябре того же года был арестован на своей квартире в Тамбове и привлечен за контрреволюционную деятельность в составе группы из 71 человека. Осужден 15.05.1933 г. тройкой ПП ОГПУ по ЦЧО по ст. 58-10,11 на 8 лет ИТЛ. Реабилитирован.
