Владимир Александрович Кухаришин (kibalchish75) wrote,
Владимир Александрович Кухаришин
kibalchish75

Categories:

Б. Волин и С. Ингулов об индустриализации и коллективизации. Часть I

Из изданной в 1935 году книги Б. Волина и С. Ингулова «Политграмота».

В чем состояла главная задача партии после восстановления народного хозяйства? В том, чтобы создать прочную материальную основу для построения социализма. Такой основой не могло быть мелкое хозяйство: базой социализма может быть только крупная промышленность. Перед партией и пролетарским государством таким образом встала задача сделать нашу страну промышленной, индустриальной, а для этого создать мощную промышленность, в первую очередь тяжелую.
Задачу индустриализации страны во всей полноте поставил перед партией и страной товарищ Сталин в своем докладе на XIV съезде партии (декабрь 1925 г.).
[Читать далее]Разъясняя сущность политики индустриализации, товарищ Сталин подчеркнул, что она означает прежде всего развитие тяжелой промышленности и ее сердцевины — тяжелого машиностроения, ибо без этого нечего и думать об экономической самостоятельности СССР.
Товарищ Сталин при этом ставил перед партией задачу наиболее ускоренных темпов развития нашей индустрии, так как Россия в хозяйственном и техническом отношении сильно отстала от передовых капиталистических стран.
«Для того чтобы добиться окончательной победы социализма, — сказал товарищ Сталин, — нужно еще догнать и перегнать эти страны также в технико-экономическом отношении. Либо мы этого добьемся, либо нас затрут. Это верно не только с точки зрения построения социализма. Это верно также с точки зрения отстаивания независимости нашей страны в обстановке капиталистического окружения»…
К концу 1925 г. наше народное хозяйство в своих основных отраслях подошло к довоенному уровню. Таким образом 1925 год был последним годом восстановительного периода…
Преодолевая огромные трудности, партия под руководством своего ленинского Центрального комитета во главе с товарищем Сталиным готовилась к дальнейшей борьбе за построение социализма в нашей стране. Но она в своей борьбе наталкивалась на бесконечные атаки и выступления троцкистов против партии.
Главным во взглядах троцкистской оппозиции было то, что она отвергала социалистический характер нашего строительства, доказывая невозможность построения социализма в одной стране.
В этом вопросе к Троцкому присоединились Зиновьев и Каменев. Как и в октябре 1917 г., они выступили против партии, на стороне врагов и противников большевизма в самый ответственный и трудный для партии момент. Страна закончила период восстановления хозяйства. Партия переходила к новым, очень трудным задачам — к социалистической перестройке, реконструкции всего народного хозяйства: промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Сделать технически отсталую страну передовой страной социализма, вооружить ее мощными машинами, тракторами, автомобилями, самолетами, электричеством, превратить мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства в крупные коллективные хозяйства, покончить с частным капиталом, с эксплуатацией, разгромить кулачество, злейшего врага социализма, — вот какие задачи стояли перед партией.
Зиновьев и Каменев образовали враждебную партии группу, которая выступила против политики партии, против ее ЦК и лично против товарища Сталина, В своих гнусных нападках на партию и на товарища Сталина Зиновьев и Каменев во всем уподоблялись троцкистам. Недаром они вскоре сомкнулись с троцкистами и образовали с ними единый оппозиционный блок против партии. Это было для них тем легче, что их объединяла общность взглядов на основной вопрос борьбы партии с ее противниками — вопрос о возможности победы социализма в нашей стране. Зиновьевцы, как и троцкисты, вообще отрицали возможность построения социализма в одной стране, отрицали и возможность построения социализма в одной нашей стране, мотивируя это ее отсталостью. Они отрицали возможность создания крепкого союза рабочего класса с трудящимся крестьянством (под руководством пролетариата) для социалистического переустройства деревни и ликвидации кулачества как класса. Троцкисты и зиновьевцы требовали невозможных, неосуществимых, гибельных для советской власти темпов индустриализации. Эту политику «сверхиндустриализации» троцкистско-зиновьевский блок предлагал осуществлять за счет среднего крестьянства — путем увеличения налогов на деревню, повышения цен на промышленные товары и т. п. Это была политика, направленная против среднего крестьянства. Она вела к разрыву союза рабочего класса с крестьянством, к подрыву диктатуры пролетариата. Звонкая фраза троцкистов о «сверхиндустриализации» была на самом деле прикрытием их борьбы против индустриализации, проводимой партией под руководством товарища Сталина.
Объединенная оппозиция вела ожесточенные атаки на политическую линию, организационное единство партии, Центральный комитет и особенно на товарища Сталина. Она подрывала партийную дисциплину, пыталась расколоть ряды партии и создать другую партию.
Троцкистско-зиновьевская оппозиция образовала нелегальные комитеты со своей фракционной дисциплиной, членскими взносами и т. п. Она создала свою подпольную типографию. 7 ноября 1927 г., в день 10-летия Октябрьской социалистической революции, троцкисты и зиновьевцы попытались организовать контрреволюционную демонстрацию, которая была разогнана рабочими…
Когда зиновьевцы были разбиты, они стали выступать с покаянными речами, с заявлениями о признании своей неправоты и просили о восстановлении их в рядах партии.
Однако зиновьевцы и после возвращения в партию не прекратили своих враждебных, антипартийных действий. Они только изменили тактику: вместо открытых выступлений против партии они действовали скрыто, двурушничали, заговорщически скрывали свои взгляды от партии, подготовляясь нанести ей удар в спину.
Ведя беспощадную борьбу с троцкистами и зиновьевцами в 1925—1927 гг., партия в то же время ясно видела наличие правооппортунистических шатаний в своих рядах. Партия осудила лозунг «обогащайтесь», выдвинутый в это время т. Бухариным, так как этот лозунг означал призыв к беспрепятственному развитию капитализма в деревне. Партия также осудила выдвинутую последователями и учениками т. Бухарина — Слепковым и др. теорию «расширения нэпа», которая означала на деле политику уступок кулаку и отступления на путь капиталистического развития хозяйства.
ПОЛИТИКА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ ДЕРЕВНИ
Партия поставила себе целью в короткий срок создать такую мощную промышленность, которая позволит снабдить деревню тракторами, комбайнами, автомобилями. Политика индустриализации должна была послужить основой социалистической переделки деревни, создания крупных коллективных хозяйств вместо 25 млн. мелких крестьянских хозяйств.
К концу 1927 г. благосостояние деревни значительно поднялось. Количество сельскохозяйственных машин превзошло довоенный уровень, улучшилось землеустройство, выросло многополье, увеличились посевы сортового зерна и технических культур. Шире стали применяться минеральные удобрения под технические культуры. Партия развернула строительство совхозов — крупных государственных сельскохозяйственных предприятий, вооруженных машинами и лучшим инвентарем. Появились купленные в Америке тракторы, которых никогда раньше не бывало на крестьянских полях; накануне первого года пятилетки, в 1927/28 г., на полях уже работало 26 тыс. 733 трактора.
Но пока в деревне преобладали мелкие единоличные хозяйства (число которых с 16 млн. до войны увеличилось до 25 млн.), даже с помощью государства сельское хозяйство и трудящееся крестьянство не могли быть выведены на широкий путь хозяйственного и культурного развития.
Пока деревня представляла собой сплошное море единоличных мелкособственнических хозяйств, она могла еще рождать капитализм, эксплуатацию бедноты богатеями. Поэтому надо было перестроить деревню так, чтобы и она пошла по пути крупного производства. Благодаря успехам социалистической индустрии (в частности сельскохозяйственного машиностроения) значительно выросли возможности производственной помощи сельскому хозяйству.
Но мелкое индивидуальное хозяйство не было в состоянии правильно и с пользой применить тракторы и другие сложные машины. Назрела возможность и необходимость повернуть сельское хозяйство на новый путь, на путь крупного коллективного земледелия, которое одно только способно было дать трудящимся крестьянам выход из нужды к обеспечить хозяйственный и культурный расцвет деревни.
«Выход, — указал товарищ Сталин, — в переходе мелких и распыленных крестьянских хозяйств в крупные и объединенные хозяйства на основе общественной обработки земли, в переходе на коллективную обработку земли на базе новой, высшей техники».
XV съезд партии разработал подробные указания о путях социалистической перестройки деревни и потому известен как съезд коллективизации. Курс на коллективизацию вместе с тем означал дальнейшее решительное наступление на капиталистические элементы в деревне. Советская власть разными средствами ограничивала доходы и эксплуататорские замашки кулачества: увеличила налоги, затруднила условия найма работников, лишила кулаков кредита и т. п.
В ответ на эту политику усиленного наступления на капиталистические элементы кулачество предприняло свое контрнаступление. Оно устроило в 1928 г. «хлебную забастовку», надеясь этим запугать большевиков и заставить их отказаться от антикулацкой политики, политики коллективизации…
Успехи индустриализации, рост технической вооруженности сельского хозяйства, развитие кооперации в деревне, твердое проведение политики наступления на кулачество, осознание трудящимися массами крестьянства на опыте совхозов преимуществ крупного общественного производства — все это привело к тому, что бедняцкие и середняцкие массы круто повернули в сторону коллективизации, пошли по пути строительства колхозов. Этот поворот произошел через год-полтора после XV съезда партии. Это был год (1929 г.), который товарищ Сталин назвал «годом великого перелома». Крестьянство массами пошло в колхозы.
БОРЬБА С ПРАВЫМ УКЛОНОМ
Реконструкция всего народного хозяйства происходила в обстановке обостреннейшей классовой борьбы. Капиталистические элементы, обреченные на гибель, оказывали упорнейшее сопротивление строительству социализма.
В своей звериной ненависти к советскому строю кулаки жгли колхозы, убивали советских работников, срывали государственные задания. В разных отраслях народного хозяйства тайно орудовали вредители. Это сопротивление классовых врагов нашло отражение в выступлениях правых уклонистов против политики партии.
Если троцкисты и зиновьевцы боролись против партии, делая вид, что они являются сторонниками чрезмерных, бешеных темпов индустриализации, то правые уклонисты требовали черепашьих темпов и по существу, так же как и троцкисты, выступали против индустриализации вообще. Вождями правого уклона были тт. Бухарин, Рыков и Томский.
Правый уклон в своих взглядах отражал сопротивление кулачества политике наступления на капиталистические элементы. Вожди правого уклона испугались трудностей индустриализации страны и коллективизации деревни.
Выступая против политики индустриализации страны, правые уклонисты требовали развития в первую очередь промышленности, производящей предметы потребления, предлагали начать индустриализацию «с ситцевого конца». А это означало усиление экономической зависимости СССР от капиталистического мира, так как за машинами, за химическими удобрениями, за тракторами, за самолетами и т. п. нам пришлось бы обращаться к буржуазным странам. Правые уклонисты выступали против быстрых темпов индустриализации, предлагая равняться на «узкие места», т. е. призывая сдаться там, где встречаются трудности, вместо того чтобы по-большевистски бороться за их преодоление.
Партия проводила политику усиления наступления на капиталистические элементы, а правые уклонисты требовали отказа от наступления на кулака, проповедовали классовый мир, утверждая, что кулак-де сам «врастет в социализм».
Партия проводила политику строительства мощных совхозов — государственных фабрик зерна и мяса, а правые уклонисты выступали против этой политики. Партия держала курс на объединение крестьянских хозяйств в колхозы, а правые уклонисты были против строительства колхозов. Они фактически тянули партию и страну на путь развития кулацкой эксплуатации в деревне. Партия боролась за развертывание крупного обобществленного хозяйства, а правые уклонисты были за развертывание крупного кулацкого хозяйства. Партия боролась за социалистическую перестройку деревни, а правые уклонисты — за свободу развития капиталистических элементов деревни.
Правый уклон пытался образовать особую фракцию внутри партии... Вожди правого уклона выработали свою платформу, в которой они повторяли троцкистскую клевету на партию. Подобно троцкистам, они пытались расколоть партию, сорвать ее дисциплину и т. п.
В условиях ожесточенного сопротивления кулачества и всех капиталистических элементов наступлению социализма правый уклон выражал это сопротивление внутри нашей партии, выступая в качестве прямого защитника интересов кулачества и отмирающих эксплуататорских классов.
Партия беспощадно разгромила правых уклонистов — эту агентуру кулачества. Но борясь против правого оппортунизма, партия в то же время не прекращала борьбы и с пережитками троцкизма в своих рядах. Так, например, в 1930 г. партии большевиков дала решительный отпор антисередняцким выступлениям «левых» загибщиков. Товарищ Сталин, резко выступив против этих подверженных «левому» головокружению людей, отметил, что их административные загибы являются «попыткой возродить у нас традиции троцкизма на практике, возродить троцкистское отношение к среднему крестьянству».
Партия быстро выправила допущенные при коллективизации ошибки и искажения партийной политики и повела дальнейшую борьбу за социалистическое переустройство деревни.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ПО ВСЕМУ ФРОНТУ. ПОСТРОЕНИЕ ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Политика партии была с энтузиазмом подхвачена рабочим классом и трудящимися массами. В ответ на жалкие причитания правых оппортунистов о нежизненности нашей программы индустриализации и о невыполнимости намеченных темпов сама рабочая масса выдвинула лозунг «пятилетка в четыре года» и блестяще его осуществила.
На основе первых успехов реконструктивного периода партия развернула общее наступление по всему фронту социалистического строительства.
Собравшийся в июне 1930 г. XVI съезд партии провозгласил это общее наступление социализма по всему фронту. К этому съезду партия пришла уже с крупными победами в области промышленности и сельского хозяйства. Быстро подвигалась вперед индустриализация страны. «Валовая продукция по обобществленному сектору промышленности выросла за три года более чем вдвое (206,2%)», — отметил товарищ Сталин в политотчете ЦК на XVI съезде партии. Частный капитал из промышленности был почти полностью вытеснен. Бурно росла крупная индустрия.
Гигантские перемены произошли и в сельском хозяйстве. Главным источником сельскохозяйственной продукции стали колхозы и совхозы. На основе сплошной коллективизации в деревне развернулась борьба за полную ликвидацию кулачества как класса. Если раньше, до «великого перелома», главной опорой советской власти в деревне была беднота, то начиная с 1930 г. главной опорой стало колхозное крестьянство, составлявшее уже большинство в деревне.
В результате всех этих успехов и в городе и в деревне быстро поднимался материальный и культурный уровень масс. Из года в год росла заработная плата рабочих. Страна быстро шла к полной ликвидации безработицы. Заводы и фабрики переходили на 7-часовой рабочий день. В колхозах быстро росла доходность крестьян. Государство оказывало колхозам громадную помощь кредитом, машинами, семенами…
Но борьба за выполнение обширной строительной программы первой пятилетки протекала в обстановке ожесточенного сопротивления классового врага. И в промышленности и в сельском хозяйстве действовали вредительские организации, связанные с европейскими империалистами. Эти организации ставили себе задачей сорвать выполнение пятилетки: они разрушали промышленность, совхозы, колхозы, поджигали и взрывали электростанции, жгли и уничтожали посевы, хищническими способами травили и убивали скот. Кроме того вредительские организации занимались шпионажем дня враждебных нам стран…
С огромным подъемом боролись массы рабочих и колхозников за осуществление первой пятилетки. За эти годы партия построила гигантские промышленные сооружения — Магнитогорск, Кузнецк, Днепрогэс, Березняки, Турксиб и десятки других мощных заводов, фабрик, электростанций, железнодорожных линий. Коренным образом были перестроены старые заводы. Преобразились города и деревни. Из технически отсталой, аграрной страны Советский Союз превратился в индустриальную, экономически самостоятельную страну с крупным социалистическим земледелием.
Исчезли безработица и нищета в городе и деревне. Были подорваны корни эксплуатации. Самый хищный враг трудящихся — кулачество было ликвидировано как класс. В пользу социализма был разрешен исторический вопрос «кто кого», поставленный Лениным при переходе к нэпу.
ПАРТИЯ В БОРЬБЕ ЗА ПОСТРОЕНИЕ БЕСКЛАССОВОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
В январе 1934 г. состоялся XVII съезд партии. К этому времени страна далеко продвинулась по пути социалистического переустройства всего народного хозяйства. Было создано много новых отраслей промышленности, которых раньше никогда не было в России. Промышленность так далеко шагнула вперед, что это изменило весь экономический облик страны: она из земледельческой превратилась в промышленную, индустриальную. Частный капитал почти полностью был вытеснен из промышленности и торговли. Разгромлено было кулачество в деревне. Господствующей силой в деревне стали колхозы. И во всем народном хозяйстве господствующим укладом стал социалистический.




Tags: Зиновьев, Индустриализация, Каменев, Коллективизация, СССР, Троцкий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments