ИМПЕРИАЛИЗМ И КОЛОНИАЛЬНЫЕ НАРОДЫ
ЦАРСКАЯ РОССИЯ - ТЮРЬМА НАРОДОВ
Царская Россия была известна во всем мире как тюрьма народов.
В этой тюрьме народов около половины всего населения было нерусских. Около 200 национальностей подвергалось жестокой эксплуатации и национальному угнетению. Особенно силен был национальный, гнет на окраинах…
Царское правительство и господствовавшие классы систематически грабили населявшие эти окраины народы. У киргизских, башкирских, татарских и других крестьян правительство отнимало лучшие земли и передавало русским помещикам. Ограбленные народы обрекались на голод, нищету, вымирание. Национальные окраины стали источниками дешевого сырья для русской промышленности. Из Туркестана русские купцы и фабриканты вывозили за бесценок хлопок, с Кавказа — руду, нефть, из Сибири — лес, пушнину, золото. Вместе с тем русские капиталисты превращали эти окраины в рынок для сбыта своих товаров.
[ Читать далее]Чтобы сохранить зависимость угнетенных народов от русских помещиков и капиталистов, царское правительство не допускало развития местной промышленности, сознательно задерживало хозяйственное развитие народов окраин России.
Для того чтобы грабительски хозяйничать в завоеванных областях и районах, царским правительством был установлен особенно жесткий полицейский режим, опиравшийся на произвол чиновников, на политическое бесправие и гнет. Трудящееся население национальных районов было лишено всяких прав. Царские чиновники совместно с православными попами осуществляли политику «обрусения» живших в России пародов, подавляя их культуру, насильственно внедряя русский язык и «православную веру».
Чтобы удержать свою власть над порабощенными народами необъятной страны и отвлечь внимание масс от борьбы против гнета и произвола царизма, господствующие классы России натравливали одну нацию на другую, сеяли вражду и раздор между трудящимися разных национальностей. Они устраивали кровавую резню армян татарами, узбеков — туркменами, поляков — украинцами.
Особо ненавистническую политику проводил царизм по отношению к евреям. Царское правительство стремилось всю вину за разорение и обнищание трудящихся свалить на евреев. Большинство еврейского населения было загнано в так называемую «черту оседлости» — десять губерний Украины, Белоруссии и Польши. Еврейским трудящимся не разрешалось заниматься земледелием. Евреи были ограничены в правах, им было запрещено занимать государственные должности. При приеме евреев в казенные учебные заведения была установлена специальная процентная норма (от 3 до 10% к общему числу поступавших).
Царские чиновники и полиция разжигали в среде забитых и темных масс трудящихся и мелкой буржуазии вражду к евреям (антисемитизм). Царское правительство устраивало и поощряло еврейские погромы: евреев избивали, убивали, грабили их имущество.
Но эти преследования, понятно, касались только трудящихся; еврейские купцы и фабриканты пользовались правами, не чувствовали гнета, не страдали от погромов; они совместно со своими собратьями по классу — русскими капиталистами — грабили и эксплуатировали трудящиеся массы.
ГОРСТКА ИМПЕРИАЛИСТОВ И МИЛЛИОННЫЕ МАССЫ УГНЕТЕННЫХ НАРОДОВ
Национальная политика современных капиталистических государств мало отличается от национальной политики, которую проводили русское самодержавие и русские капиталисты.
В колониальных и зависимых странах империалисты устанавливают режим не только угнетения и бесправия, но и невиданно жестокой эксплуатации.
Для того чтобы можно было туже затянуть узду на шее рабочих и крестьян колоний, империалистическая буржуазия держит там свои армии и своих чиновников, которые и хозяйничают в этих странах. Кроме того, империалисты заселяют угнетенные страны специально подбираемыми элементами из европейцев. Английская буржуазия, например, посылает всякого рода политических авантюристов и проходимцев в Индию и Египет, ставит их там в хорошие материальные условия, наделяет их хорошими земельными участками, отнятыми у местных крестьян, предоставляет им неограниченное право эксплуатировать, избивать и даже убивать местных крестьян и рабочих.
Эта политика называется колонизаторской политикой. Ее проводят все империалистические страны, ее проводило и царское правительство в Туркестане, на Кавказе и т. д. Выращивая «своих» кулаков и противопоставляя их местным крестьянам, империалисты создают из них опору для борьбы с революционным движением в этих странах.
Под видом «насаждения европейской культуры» империалисты посылают в колонии своих попов для проповеди «христианского смирения» и своих кабатчиков, которые спаивают трудящихся колониальных стран, распространяют сифилис, проституцию и разлагают население колоний.
Все это создает в колониях двойной гнет трудящихся. С одной стороны, их эксплуатируют местные торговцы, кулаки, ростовщики, помещики и промышленники. А с другой — на их плечи ложится бремя сверхэксплуатации империалистов.
Для того чтобы скрыть хищнический, грабительский характер эксплуатации колониальных народов, капиталисты изображают свою разбойничью политику в колониях как «благодеяние» по отношению к отсталым народам Азии, Африки и Южной Америки, как насаждение передовой европейской «цивилизации» в отсталых колониальных странах.
В чем состоят эти «благодеяния» империалистов?
Империалисты прокладывают железные дороги в колониальных странах. Но для чего строят капиталисты эти дороги? Они строят их для того, чтобы удобнее было вывозить нефть, хлопок, шерсть, руду и другие богатства, чтобы легче было грабить колонии. Железная дорога и сама по себе вообще очень доходное дело для ее владельцев, к тому же строительство железных дорог в колониях обходится особенно дешево, потому что лес, разные материалы и рабочие руки империалисты получают в колониях за бесценок. Железные дороги нужны им также для охраны своей власти, для быстрой переброски войск при подавлении революционно-национальных восстаний. Эти пути сообщения им нужны, наконец, для того, чтобы лучше вести войны за новые колонии. Эти дороги, как говорят, имеют военно-стратегическое значение.
Империалисты владеют в колониях крупными плантациями. Они выращивают на них чай, кофе, рис, хлопок и т. п. Но труд на этих плантациях рабский. Здесь работают, не разгибая спины, от зари до зари. Взрослые рабочие и дети, мужчины и женщины — все одинаково за гроши работают до изнеможения, до полной потери сил, до упаду. «Цивилизованные» надсмотрщики имеют право по своему усмотрению не только увеличивать рабочий день, сбавлять плату и как угодно издеваться над рабочим плантации, но и избивать его плетью, как вьючное животное. Смерть рабочего от истощения или побоев не считается убийством и не подлежит уголовному наказанию.
Империалистическая буржуазия, конечно, молчит об этих своих преступлениях. Зато во всех своих газетах и парламентских речах она изображает империалистов как носителей европейского «прогресса» среди отсталых народов Востока. Капиталисты называют эти народы «дикими». Они стараются сызмальства навязывать «своим» рабочим массам в школах и в книжках представление, будто с неграми, индусами и другими колониальными народами можно и нужно разговаривать только языком насилия, языком плети и бомб. Капиталисты умышленно ставят «белых» рабочих в колониях в преимущественное положение по сравнению с «цветными» — и по зарплате, и по политическим правам.
Буржуазия старается воспитать в рабочих массах своей страны сознание, что они по своему происхождению стоят выше туземцев что они достойнее, чище, лучше трудящихся колониальных народов, которые, наоборот, являются «черной костью», дикарями, с которыми можно обращаться, как со скотом.
В Америке, например, негры не имеют права ездить в обыкновенных пассажирских поездах, а только в товарных и товаро-пассажирских или особых вагонах для «чернокожих». Во многих театрах не допускают «цветных» в качестве зрителей или пускают только на галерею, за специально отведенную загородку.
В Англии в большинстве крупных центров не только не сдают квартир «цветным», но даже специальными договорами запрещают квартирантам приглашать в гости индусов, китайцев, негров, арабов и др. Большинство школ в Лондоне не принимает «цветных» детей для обучения.
В Южной Африке негры прикреплены к определенным маленьким районам и лишены права передвигаться из одного района в другой. В этом заинтересованы владельцы золотых копей: благодаря этому прикреплению они имеют возможность особенно жестоко эксплуатировать черных рабочих на золотых разработках.
В Индии белые рабочие получают во много раз большую зарплату, нежели индусы. Так, например, паровозный машинист индус получает в месяц 26 шилл. 6 пенсов (приблизительно 8 руб.). За эту же работу машинист смешанного англо-индусского происхождения получает 24 ф. ст. (приблизительно 144 руб.), а машинист англичанин, делающий ту же работу, получает 49 ф. ст. (приблизительно 300 руб.) и кроме того разные наградные и дополнительные суммы.
В результате зверской эксплуатации население в колониях вымирает. Империалисты держат эти страны в ужасных условиях нищеты, бескультурья и эпидемий. Если в Англии и Америке умирает в год в среднем 11 человек на тысячу населения, то в Индии из каждой тысячи умирает в год 34 человека. Только половина всех детей в Индии доживает до 16 лет.
Плантаторы, концессионеры, владельцы золотых копей и многие другие искатели больших барышей в колониях Африки и Азии вербуют на кабальных условиях десятки тысяч «цветных» рабочих и перебрасывают их на тяжелые работы в местности, в которых они страдают и погибают от непривычного климата, мучаются и умирают от болезней.
Строительство шоссейных и железных дорог в Африке и Южной Америке обычно сопровождается гибелью тысяч человеческих жизней. Империалистам невыгодно применять там машины, и все эти работы ведутся только путем использования мускульной рабочей силы негров. Многие из этих работ совершенно не под силу человеку, и массы негров надрывают свои силы и умирают в болотах и джунглях. На постройке лишь одной железной дороги во Французским Конго (Африка) длиной в 140 километров погибло 47 тыс. рабочих негров…
Но не в лучшем положении находятся различные национальные меньшинства, проживающие внутри империалистических государств; капиталисты самым жестоким образом угнетают национальные меньшинства. Так поляки угнетают белорусов и украинцев, румыны — бессарабских молдаван и т. д. Особыми зверствами отличаются немецкие фашисты. Они сочинили реакционную, опровергнутую наукой расовую теорию, по которой якобы немцы (арийцы) являются пародом, призванным господствовать над всем миром. Этой теорией германские фашисты стремятся разжечь у немецких трудящихся вражду к другим национальностям, втравить их в борьбу против других национальностей. Фашистская расовая теория служит целям подготовки новой грабительской войны. Германские фашисты ведут дикую, разнузданную травлю евреев, увольняют их с работы, запрещают их браки с немцами, бросают их в тюрьмы и выселяют из Германии.
ОСНОВЫ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА — КЛАССОВАЯ БОРЬБА
Само собой понятно, что если угнетательницей выступает господствующая национальность, то это вовсе не означает, что вся нация — и буржуазия, и рабочий класс, и крестьянство — заинтересована в угнетении колониальных народов.
Рабочий класс империалистических держав не заинтересован в угнетении колоний. В этом заинтересованы только буржуазия и продавшаяся ей развращенная верхушка рабочего класса, так называемая «Рабочая аристократия».
Гнет, осуществляемый господствующей нацией по отношению к подчиненным нациям и колониям, — это гнет, проводимый только буржуазией данной империалистической державы по отношению к трудящимся колониальных и полуколониальных стран и малых наций.
Пролетариату чужда национальная вражда. Рабочий класс заинтересован в объединении революционных усилий рабочих, крестьян и всех угнетенных трудящихся для свержения господства капиталистов во всем мире.
Интересы рабочих Англии совпадают с интересами рабочих Индии, интересы рабочих масс Франции совпадают с интересами рабочих Индокитая. Интересы рабочих всех стран мира едины. Отсюда рождаются братство, солидарность рабочих всего мира.
Политика буржуазии направлена против объединения пролетариев и трудящихся. Вот почему она пытается заразить рабочие и крестьянские массы духом национализма, т. е. представлением, будто интересы нации выше всего, выше классовых интересов. Вот почему сейчас, в период острейшего кризиса буржуазного господства, класс капиталистов прибегает к фашизму, являющемуся строем не только военно-террористической диктатуры буржуазии, но и оголтелого национализма. Национализм и его крайняя форма — шовинизм (т. е. воинственная активная вражда по отношению к другим нациям) являются могучим оружием буржуазии для расстройства единого фронта рабочих. Национализм раскалывает, обессиливает рабочий класс. Национализм стремится объединить буржуазию с рабочими одной нации против трудящихся масс другой нации.
Таким образом, буржуазные партии проповедуют национализм, а коммунистические партии рабочего класса проповедуют пролетарский интернационализм, т. е. международное единство и сотрудничество рабочих всего мира для свержения господства буржуазии, для пролетарской революции, для победы пролетарской диктатуры.
Мировому пролетариату не по дороге ни с какой буржуазией — ни с, чуженациональной, ни со своей, отечественной. Национализм, национальная вражда идут вразрез с классовыми интересами пролетариата.
Основными массами угнетенных народов в колониальных и полуколониальных странах являются массы крестьянские. Поэтому национальный вопрос является в основном вопросом крестьянским.
Но разрешение крестьянского вопроса — освобождение крестьян от помещичьей и кулацкой кабалы — невозможно иначе, как только при помощи победившей диктатуры пролетариата. Следовательно, национальный вопрос является частью общего вопроса о пролетарской революции…
Социал-демократические партии на словах также признают право народов на самоопределение. Но на деле социал-демократы не только противники права угнетенных народов на полное отделение, т. е. на освобождение от ига империалистов, по и открыто помогают империалистам укреплять и утверждать свое господство в колониальных и полуколониальных странах. Стоявшая в 1924 году у власти Рабочая партия Англии разгромила национально-освободительное движение трудящихся масс Индии самым жестоким образом — бомбами, расстрелами, артиллерийским и пулеметным огнем.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАНЫ ПРОЛЕТАРСКОЙ ДИКТАТУРЫ
ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ УНИЧТОЖИЛА НАЦИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
Только после победы рабочего класса и уничтожения национального неравенства многие народы впервые получили возможность создавать свои школы, свои клубы, свою печать, свою культуру. Некоторым народностям советская власть создала впервые письменность, т. е. азбуку, так как при царизме их национальная культура была совершенно задушена.
На месте подавленной, угнетенной Украины (которую самодержавный режим назвал «Малороссией» и «Новороссией») возникла и развилась цветущая Украинская советская социалистическая республика. Народы Белоруссии, Закавказья, Туркестана, далекого Севера, Центральной России — все получили возможность подняться на высокую ступень хозяйственного и культурного развития.
Даже самые маленькие народности, в прошлом забитые и задавленные, получили возможность создавать свои органы управления и свои культурные учреждения.
Для буржуазных стран вопрос о границах, о внутреннем устройстве государства и управлении народов решается войнами и восстаниями. При советской системе этот вопрос решается в зависимости от преобладающего количества местного населения в соответствии с сознательной волей национальных трудящихся масс.
Так, например, в 1924 г. было проведено переустройство Туркестана, Хорезма и Бухары. Были образованы две самостоятельные советские республики — Узбекистан и Туркменистан, вошедшие в союз со всеми другими республиками, образующими СССР. А в 1929 г. из Узбекистана выделилась и вошла в СССР Таджикская республика. Такое устройство и размежевание в капиталистическом мире было бы возможно только после длительной кровопролитной войны. У нас же сами народные массы Средней Азии подняли этот вопрос и разрешили его на своих съездах.
Евреи, как мы знаем, были народом наиболее угнетенным и бесправным в царской России. В 1934 г. на Дальнем Востоке образована Еврейская автономная область.
СССР — ДЕТИЩЕ ЛЕНИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Советские республики… представляют собой союз экономический. Для построения социализма, для проведения единого хозяйственного плана РСФСР нуждается в донецком угле, Украина — в ивановском текстиле, ивановская текстильная промышленность — в узбекистанском хлопке, Узбекистан — в сталинградских тракторах и ивановских тканях и т. д. и т. п…
Русский империализм избегал строить заводы и фабрики на национальных окраинах, хотя экономически это было очень выгодно. В Средней Азии есть хлопок; возить его на текстильные предприятия Москвы и Иванова далеко и невыгодно. Но строить текстильные фабрики в Средней Азии значило поднимать хозяйство угнетенных народов Туркестана, значило создать здесь местный пролетариат. А это был опасный враг для колониального господства царизма. Поэтому царское правительство предпочитало, чтобы хлопок сначала возили через всю Россию с полей Средней Азии на фабрики под Москвой, а потом в виде готовых тканей снова перевозили бы через всю Россию в Среднюю Азию. Такой политикой царская Россия держала национальные окраины в полной экономической зависимости: окраины были только поставщиками сырья для промышленности, которая вся была сосредоточена в Центральной России.
Советское же правительство всемерно поднимает экономическое благосостояние окраин, вкладывая в строительство фабрик, заводов, совхозов, железных дорог, машинно-тракторных станций огромные суммы.
За годы первой пятилетки по старым промышленным районам СССР объем промышленного производства вырос в 2 раза, а по национальным областям и республикам — более чем в 3½ раза.
Через степи Казахстана проложена железная дорога — Турксиб. Сейчас идут работы по прокладке новых железнодорожных линий через Среднюю Азию, Казахстан и другие национальные республики. Строятся и частично уже построены: огромный текстильный комбинат в Средней Азии, громадный гигант цветной металлургии на озере Балхаш в Казахстане, новая угольная база в Караганде (тоже Казахстан), нефтяные разработки в Башкирии, в Казахстане (Эмба-нефть) и в Туркменистане (Нефтедаг), мощные автомобильные заводы в Башкирии и Татарии и многие другие крупные индустриальные предприятия…
В Башкирии наряду с двумя мощными металлургическими заводами развивается цветная металлургия; строятся: завод электровозов, моторный завод, котлотурбинный завод и ряд предприятий пищевой промышленности.
В Закавказье в ряде новых районов развертывается добыча нефти и угля, развивается цветная металлургия (медь, алюминий и др.), строится металлургический завод с крупным цехом по производству труб для нефтяной промышленности и кроме того ряд химических, цементных, хлопчатобумажных, шелкопрядильных, пищевых и иных предприятий.
В Татарии ставится производство синтетического (искусственного) каучука, разных строительных материалов, химической продукции, лесных материалов и т. п.
Во всех национальных республиках строится сеть шоссейных дорог. Ряд железных дорог будет электрифицирован. В Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане строится широкая оросительная система, которая поднимет производство хлопка до небывалых размеров.
К концу второй пятилетки национальные республики покроются обширной сетью электростанций.
Сейчас создаются и будут созданы в больших масштабах огромные садоводческие, животноводческие и зерновые совхозы, построенные на применении лучших машин, ирригационных (оросительных) каналов и электрификации.
Быстрое развитие промышленности сопровождается созданием национальных кадров рабочих, мастеров и специалистов.
Огромные массы кочевников и полукочевников осели на землю и зажили жизнью колхозников. Коллективизацией в хлопковых районах охвачено свыше 50% хозяйств. Доходность колхозов за последние три года быстро растет, и национальное колхозное крестьянство движется к культурной, зажиточной жизни. Велико уже число колхозов, ставших зажиточными и благоустроенными.
РАСЦВЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
Национальная политика советской власти в области культурного строительства состоит в том, чтобы создать культуру национальную по форме, социалистическую по содержанию. Предоставляя народам широчайшие возможности развивать свою культуру на их родном языке, коммунистическая партия и советская власть вместе с тем помогают этим народам создавать культуру передовую... На родном языке, силами и творчеством трудящихся масс под руководством большевистской партии строится новая замечательная культура, культура социализма.
Ассигнования, которые советская власть выделяет на нужды просвещения отсталых народов, растут из года в год.
О культурном росте национальных республик можно судить по тому, что в Узбекистане например до революции на народное образование расходовалось всего 25 коп. в год на душу населения, а сейчас — свыше 30 руб.; в Туркменистане раньше на душу населения приходилось в год 50 коп., а теперь — свыше 40 руб.
В Узбекистане до революции почти не было грамотного населения: грамотных было всего полтора процента, и то из зажиточной верхушки. Сейчас свыше 70% населения грамотно. В школах учится свыше 90% детей. А до революции в школах училось всего 3% детей, да и то главным образом дети кулаков и помещиков.
По грамотности народы Средней Азии стояли до революции на одном из самых низких мест. Решительная борьба с неграмотностью привела к тому, что в этих районах население вскоре будет в такой же мере грамотным, как в самых передовых районах СССР.
Благодаря национальной политике партии и советской власти свет знания проникает и к тем отсталым пародам, которые никогда не имели школ и никакой письменности, туда, где властителями умов были шаманы и разные жрецы. Это относится к народам Севера, которые хищнически эксплуатировались русским капитализмом и были обречены на вымирание. Такие народы, как самогиры, гольды, ненцы, манегры, солоны и др., только при советской власти получили возможность приобщиться к культуре. На Дальнем Севере появились школы, появилась письменность, появились учителя, врачи, кооператоры. В Ленинграде создан Институт народов Севера, который готовит преподавательские и другие кадры для этих народов.
Огромное количество молодежи из национальных республик и областей учится в вузах и втузах в Москве, Ленинграде и других центрах. Десятки вузов и втузов построены в национальных республиках и областях.
Во всех школах Азербайджана — начальной, средней и высшей — обучается 1,5 млн. человек, а всего населения в этой республике — 2,6 млн. В Азербайджане имеется 17 вузов, а до революции был только один. В Армении 9 вузов, а до революции был всего один вуз. В республиках Средней Азии до революции тоже не было вузов. В средней школе здесь обучались только дети русских царских чиновников-колонизаторов и местной буржуазии. Сейчас здесь имеются десятки вузов, втузов и сотни техникумов.
В широких размерах выросла национальная печать. Царское правительство не разрешало газет, журналов и книг на национальных языках. Исключение оно делало только для религиозных книг. Сейчас нет ни одной национальной республики и области, где не было бы своей национальной печати. В Армении, например, выходит 56 газет, из них 51 на армянском языке; в Белоруссии выходит 92 газеты, в подавляющем большинстве на белорусском языке.
Широко разрослась сеть национальных театров, клубов, библиотек, красных уголков и т. п.
В национальных республиках и областях быстро растут кадры литераторов, художников, научных работников, техников, учителей и т. д. Мощно растут партийные и комсомольские организации.
Равноправное положение трудящихся женщин завоевано прочно и навсегда.
Рушилась старая власть патриарха-отца над детьми, в область истории отошла вражда родов, кровавая месть и другие пережитки старой патриархальщины.
Так во всех республиках и областях огромными темпами идет рост культуры — национальной по форме, социалистической по содержанию.
БОРЬБА С ИЗВРАЩЕНИЯМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПАРТИИ
В национальном вопросе наша партия ведет непримиримую борьбу на два фронта — против двух уклонов. Один из них — уклон в сторону великодержавного шовинизма — отражает настроения осколков буржуазии господствовавшей прежде великорусской нации. Другой уклон — уклон в сторону местного национализма — отражает сопротивление режиму пролетарской диктатуры со стороны отмирающих классов (капиталистов, купцов, кулаков, помещиков, баев) тех наций, которые раньше были угнетены царизмом…
Каждый коммунист обязан бороться против обоих уклонов в национальном вопросе. Долг коммуниста — быть членом международной семьи рабочих, быть солдатом мировой армии пролетариата, борющегося за свержение мирового капитализма, за завоевание социализма во всем мире.
