Владимир Александрович Кухаришин (kibalchish75) wrote,
Владимир Александрович Кухаришин
kibalchish75

Categories:

Пути преодоления религии

Из «Настольной книги атеиста», вышедшей в 1987 году под общей редакцией академика С. Д. Сказкина.

Общественный прогресс и религия
Человеческое общество представляет собой очень сложный, непрерывно развивающийся организм. В ходе этого прогрессивного, поступательного развития различные стороны общественной жизни взаимодействуют между собой, оказывая различное влияние на общий ход развития. Поступательный ход истории — не гладкий, безболезненный процесс. Развитие человеческого общества происходит в процессе социальных конфликтов и потрясений. Эта противоречивость с особой силой проявляется при капитализме, когда величайшие открытия человеческого гения используются во вред человечеству. Техника, достигшая небывалого ранее развития, в условиях капитализма, вместо того чтобы облегчить труд и служить источником общественного богатства, приносит трудящимся неисчислимые бедствия, влечет за собой нищету, безработицу. Новые открытия в области науки и техники используются не на благо человечества, а как средства возможного массового истребления людей. По словам Маркса, в условиях капитализма «даже чистый свет науки не может, по–видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 4).
[Читать далее]Уничтожение капитализма и переход к высшему общественному строю – социализму и коммунизму — кладет конец неразумной растрате сил в масштабах общества. Победа нового строя, приходящего на смену капитализму, представляет собой следующую, более высокую ступень в развитии общества. Коммунистическое общество — необходимая закономерная ступень исторического прогресса. Это неизбежный этап в развитии общества. Каковы бы ни были исторические судьбы отдельных стран и народов, каким бы зигзагообразным ни было их развитие, объективный ход истории ведет к коммунизму. Коммунистическая формация, начиная с первой фазы, с социализма, — это начало подлинной истории человечества, освобожденного от ужасов прошлого. По отношению к коммунизму вся прошлая история человечества есть лишь предыстория. Подлинная история человеческого общества начинается с коммунистической формации.
В ходе исторического прогресса различные стороны общественной жизни могут играть различную роль. Так, новые производственные отношения могут быть двигателем прогресса, а старые производственные отношения выступают как его тормоз. На ход истории оказывают влияние и формы общественного сознания — политические и правовые идеи, мораль, философия, искусство. Если, например, политические и правовые идеи являются по своему характеру прогрессивными, т. е. выражают интересы прогрессивных классов, то они способствуют историческому развитию. Если эти идеи являются реакционными, то они тормозят историческое развитие, мешают прогрессу.
В отличие от всех других форм общественного сознания религия всегда выступает как реакционная идеология, тормозящая историческое развитие. На всех этапах развития общества религия играла реакционную роль. Возникнув как выражение бессилия человека, религия заставляет его надеяться на потусторонние силы в борьбе со стихийными силами природы и общества. Освящая всякую эксплуатацию, религия призывает трудящихся к смирению, к вере в загробное воздаяние, отвлекает их от борьбы за свои интересы в земной жизни.
Сложнее вопрос о роли церкви в развитии общества. На отдельных его этапах интересы церкви могут совпадать с интересами общественного развития. Так, например, в период формирования единого русского государства церковь оказала поддержку московским князьям в борьбе за объединение Руси. Это было обусловлено ее стремлением укрепить собственные позиции. Объективно же она сыграла позитивную роль в образовании единого русского государства.
В некоторых случаях религиозные лозунги использовались и используются в национально–освободительной борьбе народов. Еще В. И. Ленин писал, что «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам на известной стадии их развития…». Это обусловлено различными факторами, в частности ограниченностью сознания поднявшихся на борьбу людей. Оно насквозь пронизано религией, и весь мир рассматривается этими людьми только через призму религии. И даже тогда, когда они осознают необходимость революционного преобразования общества, их мышление далеко не всегда может освободиться от религиозной формы.
Сегодня многие религиозные лидеры, религиозные организации принимают активное участие в антивоенном движении. Они искренне тревожатся за судьбы мира, требуют прекратить гонку вооружений, осуждают воинственный пыл тех буржуазных политиков, которые играют в буквальном смысле слова с огнем, нагнетая военный психоз. Несмотря на попытки империалистической реакции оказывать давление на церковных деятелей, принимающих участие в антивоенном движении, последние все громче заявляют о своей решимости предотвратить ядерную катастрофу. Они выступают в едином строю с неверующими, которые считают сохранение мира на земле главной задачей человечества. И коммунисты с пониманием относятся к этой позиции.
Однако данная позиция вовсе не означает, что религия стала иной. Религия не перестала быть ложным мировоззрением, реакционной идеологией. Ее функции не изменились в эксплуататорском обществе. Она продолжает играть роль «опиума народа», как это метко определил К. Маркс.
Реакционная роль, которую религия играла в истории, вытекает из самого существа религиозного мировоззрения.
Поэтому при любых изменениях в общественной жизни религия выступает как реакционная сила, тормозящая общественный прогресс. В современных условиях роль религии отчетливо выявляется при анализе ее места в неутихающей борьбе идей.
Религия в идейно–политической борьбе
В наши дни, в период обострения идеологической борьбы, буржуазия с позиций религии ведет яростный обстрел марксистско–ленинского учения, стремится показать его несостоятельность, фальсифицирует теорию и практику социалистического и коммунистического строительства. В то же время религиозные концепции используются для оправдания капиталистического строя, обоснования его вечности, для утверждения несправедливых социальных устоев и принципов. Значительная роль отводится религии… в антисоветской пропаганде, которую ведут западные пропагандистские центры.
Современный этап общественного развития характеризуется активизацией клерикального антикоммунизма, поисками империалистической реакцией новых тактических приемов борьбы против социализма. Кризис религии, а вместе с тем рост влияния идей коммунизма заставляют реакционные силы делать все возможное, чтобы дискредитировать марксистско–ленинское учение и его реальное воплощение – мир социализма. Буржуазно–клерикальные теоретики разрабатывают концепции и доктрины, в которых выдвигаются «новые пути» решения социальных и политических проблем. Грубые нападки на социализм чередуются с весьма тонкими приемами «опровержения» коммунизма, с идеологическими мифами, имеющими целью затуманить истинный смысл намерений империализма.
Обращает на себя внимание попытка выпятить противоположность атеистического и религиозного взглядов на мир в качестве чуть ли не главного противоречия нашей эпохи, обусловливающего конфронтацию между социализмом и так называемым «свободным миром». Эти идеи высказываются даже облеченными властью государственными деятелями. Так, в 1983 г. в конгрессе США прозвучала мысль, что третья мировая война неизбежна, потому что «в мире есть враг, который хочет уничтожить веру в бога и любую религию». Президент США Р. Рейган в июле того же года, выступая во время провокационной кампании — «недели порабощенных стран», утверждал, что мир делится на защитников и противников религии. В данном случае империализм, по его словам, является «оплотом порядка и религии», а социализм – разрушителем вечных ценностей.
Такого рода взгляды рассчитаны прежде всего на то, чтобы затушевать истинные причины противоречий, раскалывающих мир, сущность империализма, взвалить вину на ту международную атмосферу, которая держит в страхе множество людей, на «безнравственность» безбожия, являющегося будто бы сердцевиной коммунизма. Реальные причины раскола мира — классовые противоречия — подменяются надуманными. В то же время, обличая «безбожный коммунизм», его противники стремятся сформировать у населения буржуазных стран и стран «третьего мира», значительная часть которых находится под влиянием религии, резко отрицательное отношение к социализму, государствам социалистического содружества.
Обострение международной обстановки вызвало усиление нападок классового противника на коммунистическую идеологию, на реальный социализм. «Крестовый поход» против мира социализма, провозглашенный президентом США, активизировал деятельность клерикалов от антикоммунизма, злобных антисоветчиков всех мастей. Система клерикального антикоммунизма включает в себя: доктрины и концепции, в которых дается религиозное обоснование несостоятельности марксистско–ленинского учения, фальсификацию положения религии и церкви в социалистических странах, деятельность клерикальных центров, преследующую защиту и оправдание капиталистического строя, компрометацию социализма в глазах общественного мнения буржуазных стран. Воинствующие клерикалы пытаются влиять на верующих в социалистических государствах, стремясь толкнуть их на путь политической оппозиции. Под знаменем антикоммунизма объединяются самые реакционные силы политического клерикализма. Конфессиональные различия отступают на второй план, когда речь идет об общей антикоммунистической платформе.
Выполняя «социальный заказ» империализма, клерикалы настойчиво ищут наиболее эффективные средства борьбы с социализмом. В западных странах созданы специальные исследовательские центры, институты, занимающиеся изысканием действенных методов «ниспровержения» марксизма–ленинизма. Клерикальные организации вкладывают огромные средства, финансируя их деятельность. Ряд таких центров создан Ватиканом. К ним относятся Секретариат по делам неверующих, Центр марксистских исследований при Григорианском католическом университете в Риме и др. Значительно активизировали свою деятельность протестанты. В 1971 г. в Лондоне начал функционировать Центр изучения религии и коммунизма. Он занимается сбором тенденциозной информации, распространением ложных слухов, фабрикацией фальшивок о положении религии и церкви в социалистических странах. В журнале «Религия в коммунистических странах», который готовится в стенах института, публикуются клеветнические материалы о религиозной жизни в странах социализма.
Оптовой поставкой подобных материалов для буржуазно–клерикальной прессы занимается пропагандистская фирма под вывеской так называемого «дома встреч» в ФРГ. Она выпускает ежемесячный обзор «Религия и атеизм в СССР», рассылаемый в различные газеты, журналы, информационные агентства западных стран.
Антикоммунизм под религиозным флагом пропагандирует находящийся в США «Исследовательский центр по религии и правам человека в закрытых обществах», руководимый протестантским пастором Благославом Хрубым. Он издает журнал «Религия в странах с коммунистическим влиянием», который печатает лживые измышления, рассчитанные на то, чтобы опорочить социализм. В Лондоне действует еще один центр, который носит красноречивое название «Всемирный крестовый поход евангелизации». Активизировалась в последнее время «Славянская миссия», штаб–квартира которой находится в Стокгольме. В Цюрихе (Швейцария) находится межконфессиональное объединение «Вера во втором мире», в которое входят религиозные организации 18 стран мира. Свою деятельность это объединение рассматривает как «ответ церквей на вызов, брошенный им социалистическими странами». В действительности же оно занимает одно из ведущих мест в системе клерикального антикоммунизма, проводя операции «психологической войны» против стран социализма.
Множество различных институтов, миссий, братств развертывают свою деятельность, проводя подрывные акции против социализма. В последнее время заявила о себе так называемая «Международная христианская солидарность», прилагающая немалые усилия к тому, чтобы расколоть антивоенное движение, в котором участвуют и верующие и неверующие.
В США появились организации, поставившие своей целью ни больше, ни меньше как… контроль за соблюдением прав человека в социалистических странах. Среди них «Интернационал по наблюдению за Востоком», «Служба восточных и западных новостей», «Призыв из глубины совести», возглавляемый нью–йоркским раввином Шнейером. Группа конгрессменов создала свою организацию «Кредо», которая, как объявлено, будет следить за соблюдением свободы совести в СССР.
В Вашингтоне объявлено о том, что начала свою деятельность другая группа, ставящая своей целью изучать вопрос о том, как осуществляется религиозная деятельность в СССР и других социалистических странах, и информировать общественность о тех нарушениях, которые будут обнаружены. В состав этой группы вошли бывший президент США Д. Форд, бывшие государственные секретари Дин Раек и А. Хейг, ряд католических и православных церковных деятелей, естественно, антисоветской ориентации. Все это не может не удивлять, ибо вместо того, чтобы навести порядок в своем собственном государстве, американские деятели устремляют свои взоры к другим странам, проявляя себя в роли международных законодателей. Подобные имперские амбиции характерны для Соединенных Штатов Америки, привыкших диктовать свои требования «младшим партнерам»…
Для всех этих центров стало обычной нормой беспардонное вмешательство во внутреннюю жизнь других стран.
В систему клерикального антикоммунизма включены белоэмигрантские группировки: находящаяся в США так называемая «русская зарубежная церковь», как именуют ее главари этой реакционной организации монархической ориентации, «Русское студенческое христианское движение», центр которого обосновался в Париже. Они усердствуют, отрабатывая ту финансовую поддержку, которую получают от западных реакционных кругов. Активность проявляют и религиозно–националистические организации, такие, как Всемирное сообщество литовцев–католиков, Объединение мусульман Нью–Йорка, объединение иерархов бывшей униатской церкви в США и Канаде и др.
Для осуществления целенаправленной буржуазно–клерикальной пропаганды на социалистические страны широко используются радиоцентры. Религиозную пропаганду ведут не только такие радиостанции, как «Голос Америки», «Би–би–си», «Немецкая волна», «Свобода», но и специализированные радиоцентры «Монте–Карло» (Монако), Ватикан, «Голос дружбы» (Филиппины), «Голос Анд» (Эквадор) и др.
В последние годы вступило в строй несколько радиоцентров, ведущих передачи на население среднеазиатских республик, где наибольшее влияние имеет мусульманская религия. Они ведут свою пропаганду с территории Ирана, Турции и ряда других зарубежных стран. США в настоящее время строят новые радиостанции с мощными передатчиками…
В буржуазно–клерикальной пропаганде довольно четко прослеживается несколько основных направлений. Все они в конечном счете подчинены одной цели — защите и оправданию основных принципов капиталистического общества. Для этого предпринимаются попытки дискредитировать марксистско–ленинское учение, фальсифицировать теорию и практику социалистического и коммунистического строительства, с религиозно–идеалистических позиций показать несостоятельность диалектико–материалистического понимания мира, идей исторического материализма, научного коммунизма. Широко применяя софистические приемы, буржуазио–клерикальные идеологи стремятся выявить «нелогичность, непоследовательность» марксистско–ленинской философии. Расчет делается в первую очередь на людей, которые сами не могут разобраться, где правда, а где ложь. Ввести их в заблуждение – такова цель клерикальных пропагандистов.
В современной буржуазно–клерикальной пропаганде на социалистические страны отчетливо просматриваются два аспекта: мировоззренческий и социально–политический. Если первый из них связан с попытками доказать несостоятельность научно–материалистического миропонимания, то второй – с настоятельным стремлением представить в кривом зеркале политику коммунистических и рабочих партий в религиозном вопросе. Оба аспекта взаимосвязаны. Критика диалектико–материалистических представлений о мире, обществе, человеке направлена на то, чтобы нейтрализовать их влияние на людей, расчистить почву для воспитания религиозно–идеалистического мировоззрения.
Политическая же направленность пропаганды имеет целью убедить и верующих и неверующих в невозможности сосуществования научного социализма и религии, так как социализм ставит своей задачей уничтожение религии. Стоит напомнить слова В. И. Ленина о том, что следует четко разделять идеологию и политику. В статье «Об отношении рабочей партии к религии» он писал о том, что еще Энгельс требовал от рабочей партии «уменья терпеливо работать над делом организации и просвещения пролетариата, делом, ведущим к отмиранию религии, а не бросаться в авантюры политической войны с религией» (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 17, с. 417).
Искажение марксизма–ленинизма по всем линиям — характерная черта буржуазно–клерикальной пропаганды. Делается все возможное, чтобы вызвать у людей отрицательное отношение к законам, порядкам, образу жизни в социалистическом обществе, настроить их против социализма, которому противопоставляется «свободный мир». Для достижения своей цели реакция не гнушается ничем, руководствуясь старым принципом «цель оправдывает средства». А в выборе средств клерикалы не стесняются.
Выступая против идей научного коммунизма, современная буржуазно–клерикальная пропаганда зачастую отказывается от огульного и бездоказательного их отрицания. Более того, в выходящих на Западе пропагандистских материалах подчас подвергаются критике некоторые буржуазные идеи, что должно создать видимость объективности. В действительности же речь идет о незначительных уступках во имя наиболее эффективной критики марксистско–ленинской идеологии.
Западный пропагандистский арсенал в последнее время не пополнился каким–либо новым оружием, речь может идти только лишь о новой тактике. Что касается аргументации позиций современных клерикалов, то она остается старой с весьма незначительными поправками, обусловленными новыми конкретно–историческими условиями. Не случайно клерикализм взял на вооружение философию Фомы Аквинского, сложившуюся еще в XIII столетии. Не случайно в ходу религиозно–идеалистические концепции, выдвинутые такими русскими философами–идеалистами, как Бердяев, Франк, Ильин, Булгаков и другие.
Каковы же основные направления современной буржуазно–клерикальной пропаганды? Прежде всего, попытки показать несостоятельность марксистско–ленинского учения о религии как «опиуме народа». Защитники религии стремятся доказать, что никакого научного анализа сущности религии в действительности не было и нет. Жизнь якобы подтвердила ошибочность марксистского взгляда на религию, спор–де разрешило историческое развитие, наглядно показавшее, что религиозная идеология играет совсем не ту роль в социальном развитии, которую приписывали ей основоположники марксизма.
Предпринимаются попытки утвердить мнение о прогрессивной роли религии в истории общества. Характерно, что в данном случае сплошь и рядом понятие «религия» подменяется понятием «церковь». Имевшие в прошлом место факты религиозного фанатизма, разгула инквизиции, преследования свободомыслия, разжигания религиозных распрей и т. п. объясняются субъективными причинами, «неправильными действиями» отдельных церковных иерархов, отдельных церквей. В то же время подчеркивается роль религии в распространении культуры, просвещения и т. д. В дни празднования 60–летия Союза Советских Социалистических Республик, 60–летия Великого Октября религиозные радиоцентры, вещающие на различных языках нашей страны, настойчиво пропагандировали мысль о том, что именно религии обязаны народы разных республик становлением своей государственности и культуры. Примечательно, что в этой пропаганде все большее место занимают «факты истории», будто бы свидетельствующие об исключительной роли религии в историческом процессе…
Ведя идеологические атаки на Советский Союз, буржуазно–клерикальная пропаганда фабрикует фальшивки о том, что в СССР преследуют людей за веру в бога, берет под защиту тех, кто нарушает советские законы, изображая их страдальцами за свои религиозные убеждения. Цель этих пропагандистских акций — дезинформировать общественное мнение на Западе, возбудить неприязнь к Советскому Союзу, спровоцировать конфликты между верующими и неверующими в нашей стране.
Клерикальные круги буржуазных стран создали миф о существовании в СССР мощного «религиозного сопротивления» государственной власти, которое–де нуждается в поддержке «свободного мира», о так называемой катакомбной церкви, к которой относятся локальные группы экстремистов, не желающих признавать законодательство о религиозных культах. Практически же ни о каком «религиозном сопротивлении» нельзя вести и речи, равно как и о «катакомбной церкви», ибо выступления отдельных экстремистски настроенных лиц при всем желании невозможно квалифицировать как организованное выступление верующих против советского строя. Это явная ложь, не подкрепленная никакими фактами…
Как коммунисты относятся к религии
Коммунистическая партия — боевой авангард трудящихся, союз единомышленников, основанный на марксистско–ленинском мировоззрении, прямо противоположном всякой религии. Характерной чертой марксистско–ленинского мировоззрения является последовательный, научный атеизм.
Вскрыв социальные корни религии в классовом обществе, основоположники марксизма–ленинизма доказали, что для преодоления религии необходимо в первую очередь уничтожить социальный строй, основанный на эксплуатации человека человеком, т. е. совершить социалистическую революцию. Иначе говоря, в условиях капитализма перед Коммунистической партией стоит главная цель — осуществление пролетарской революции. Все остальные задачи выступают как подчиненные этой главной цели. Поэтому идеологическая борьба с религией не является самоцелью рабочего класса и его партии. Она подчинена задачам осуществления социалистической революции. Это и является причиной того, что в условиях капитализма коммунисты стремятся сплотить всех трудящихся на борьбу против капитализма, не выдвигая на первый план борьбу с религией. Они выступают за единство всех трудящихся в борьбе за социальный прогресс, мир и справедливые отношения между народами.
Поскольку революция осуществляется рабочим классом, идущим во главе всех эксплуатируемых, Коммунистическая партия считает необходимым объединение в ходе классовой борьбы всех трудящихся, без различия вероисповедания. В то же самое время коммунисты считают необходимым вести антирелигиозную пропаганду, воспитывать массы в духе атеизма, подчиняя эту работу интересам борьбы за революцию и диктатуру пролетариата…
После победы Октябрьской революции в новой Программе, принятой VIII съездом РКП (б) в мае 1919 г., было записано, что партия, не удовлетворяясь отделением церкви от государства и школы от церкви, стремится содействовать фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков. Партия, организуя широкую научно–просветительную и антирелигиозную пропаганду, обращает особое внимание на осуществление планомерности и сознательности в общественно–хозяйственной деятельности масс, так как именно это условие должно привести к преодолению религиозных предрассудков.
VIII съезд партии особо отметил, что в ходе антирелигиозной пропаганды необходимо избегать какого бы то ни было оскорбления религиозных чувств верующих. Съезд потребовал наказания лиц, ограничивающих верующих в правах (пункт 13).




Tags: Капитализм, Религия, Церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments