События гражданской войны и японской интервенции на Дальнем Востоке в 1918—1922 гг. рассказывают о многих примерах контрреволюционной деятельности старообрядческих и сектантских организаций. В лице старообрядческих начетчиков и баптистских вожаков японские интервенты и белогвардейцы имели верных союзников. Факты такого рода вновь и вновь подтверждают историческую контрреволюционную роль религиозных организаций, стремившихся к свержению пролетарской диктатуры.
Руководители старообрядчества поддерживали близкую связь с монархическими заправилами белогвардейского движения и японского командования. В свою очередь сельские старообрядческие общины выступали под руководством кулаков. Участвуя в белогвардейских съездах и совещаниях, распространяя антисоветские слухи, посылая доносы, — всем этим старообрядческое руководство помогало нашим врагам.
[ Читать далее]Вместе с православным духовенством старообрядческая «головка» принимала активное участие в работах белогвардейского земского собора, созванного в июле 1922 г. в г. Никольск-Уссурийске. Выступая на этом съезде, старообрядческий архиепископ Мефодий говорил:
«Я в своем приветствии земскому собору ясно и определенно уже высказал, что только священная царская власть может спасти родину и что эта священная царская власть должна быть вручена одному из представителей дома Романовых»...
Генералу Дитерихсу старообрядцы поднесли знамя с надписями «Сим победиши», «С нами бог». В своих изданиях, получавших средства от белогвардейцев, старообрядческие верховоды призывали население к истреблению большевиков. Таким журналом являлся между прочим «Дальневосточный старообрядец».
Контрреволюционная агитация старообрядческих верхов не оставалась без отклика. Много старообрядцев служило в шайках атамана Семенова и в бандах барона Унгерна. В Приморье старообрядцы помогали японским интервентам и белогвардейцам в подавлении партизанского движения. Старообрядцы дер. Каменка создали контрреволюционную организацию для борьбы с партизанами и снабжали белогвардейцев продуктами.
Один из местных партизан т. Яременко в своем «Дневнике коммуниста» 30 июля 1919 г. записал следующий факт:
«В дер. Яковлевке и Холмистом стоят японцы. Они предлагают крестьянам оружие «для самозащиты», обувь, одежду, мануфактуру и прочее на обмен — словом, и воюют и торгуют. «Мы этого не потребляем», — говорили японцам крестьяне, и ничего не приняли. Староверы дер. Петропавловки, вооруженные японскими винтовками для самоохраны, ловят проходящих партизан-одиночек и передают японцам»...
Руководители партизанского движения в Сучанском районе Приморской области тт. Ильюхов и Титов сообщают, как иногда старообрядцы прикрывались лозунгом «нейтралитета».
«...Кулацкая, в значительной своей части, деревня Барваровка, затем староверская деревня Виноградовка и еще две-три объявили «двум борющимся сторонам», т. е. нам и белым, что они отказываются от поддержки кого бы то ни было в «братоубийственной борьбе» и объявляют себя «нейтральной стороной», а для того, чтобы этот нейтралитет не был нарушен ни одной из сторон, они просили «союзное командование» взять их под свою защиту...».
Тут невольно вспоминается поговорка — «кто не с нами, тот против нас». Пресловутая «нейтральность» на деле выражалась в арестах партизан и в содействии интервентам вплоть до передачи арестованных в их распоряжение на пытки и расправу.
Руководители другой, одной из крупнейших религиозных организаций Приморья — баптисты — тоже выступали в качестве агентов интервентов и белогвардейцев, вплоть до содействия контрразведкам. Вышеуказанные тт. Ильюхов и Титов на основании своего опыта рассказывают о роли баптистов в борьбе тех дней:
«За время невзгод, связанных с империалистической и гражданской войной, перевернувшей кверху дном весь уклад русской деревни, баптизм заметно быстро стал свивать себе прочное гнездо в дебрях темноты и невежества крестьянства... В этом одурманивающем течении заправилами были, как и всегда в религии, зажиточные слои деревни. Эти «евангельские братья» втягивали в религиозные тенета деревенскую голытьбу, тупую, забитую нуждой... На партизанских организаторов они смотрели, как на нечистую силу, на «антихристов», богохульников, и открещивались от всякого общения с ними. Что касается таких апостольких изречений, как «несть бо власти аще не от бога», то они комментировались апостолами баптизма в таком смысле, что, мол, «истинную, богом освященную власть отрешившиеся от бога люди попрали, а теперешняя борьба за советскую власть вызвана подстрекателями-большевиками, в большинстве своем евреями, и не будет она освящена богом». Иначе говоря, все эти баптистские толкования были самого реакционно-монархического характера. Это первый корень развития баптизма в Приморье. Если проследить (внимательно за вторым корнем этого сектантского дерева, то он уведет нас в штабы американских империалистов и демократических ханжей: всякому грамотному человеку известно, что Америка уже давно и усердно пытается насадить «евангельское вероучение» в близлежащих к ней полуколониальных странах, в особенности Китае, и на русском Дальнем Востоке; мало того, сеть агентов американского капитала раскинута, под видом организации религиозных обществ (знаменитых «союзов христианской молодежи»), даже и в странах Западной Европы. Если добираться по этим социальным корням, то неудивительно, что они приведут нас в штабы интервентской генеральской клики. Вожди баптизма не случайно прогуливались в американские и японские штабы, и отнюдь не с евангельскими проповедями и беседами, а с предательскими целями...».
Предательская контрреволюционная деятельность сектантских вожаков особенно широко развернулась в период после временного поражения партизанского движения в сучанском районе в 1919 г. Баптистские «братцы», так же как попы и старообрядческие начетчики, помогали интервентам «вырвать с корнем» партизанское движение, шпионили и выдавали партизан белогвардейцам и интервентам.
Заграничные сектантские организации в Североамериканских соединенных штатах и в Европе в этот период выступили единым фронтом с империалистами. Типичный пример — деятельность «Христианской ассоциации молодых людей». Ее основная «социальная база» — капиталы американских банкиров. Вот этот-то христомол в связи с интервенцией с успехом развернул свою антисоветскую деятельность в Сибири, на Дальнем Востоке, а также и за границей в Америке и в Японии.
Из доклада полномочного представителя ХАМЛ Александра Тренера на имя колчаковского правительства в конце 1918 г. можно видеть, какое содействие оказывали сектантские руководители войскам интервентов.
«Еще во время следования чехословацких войск через Европейскую Россию и Сибирь во Францию, — писал Тренер, — к их эшелонам были прикомандированы секретари союза для оказания помощи воинам чехословацкой армии в пути».
В своем докладе Тренер приводил ряд конкретных фактов содействия ХАМЛ агентам империалистов — чехословацким контрреволюционерам.
«С переворотом в Сибири сразу же было приступлено к главной задаче союза в эту войну, а именно к оказанию помощи армии... Уже 17 июня клуб для воинов народной армии был открыт в Самаре, причем со стороны военных властей союзу была оказана самая широкая помощь».
В этом клубе, так же как и в других религиозных агитационных пунктах, сектантские представители призывали к свержению советской власти, к реставрации господства помещиков и капиталистов. Именно поэтому-то чехословацкое командование оказывало христомолу, как пишет Тренер, «самую широкую помощь».
В этом же докладе было заявлено, что войска империалистов сражаются за «свободу и справедливость», и отмечалось, что Христианский союз молодых людей считает своей задачей всячески содействовать капиталистическим армиям путем посылки продуктов.
«Союзом, — писал Тренер, — из Америки и других стран были привезены большие партии разных продуктов и предметов: сахар, кофе, какао, шоколад, папиросы, сигары, теплые перчачки, граммофон, книги».
Из этих слов прекрасно видно, чего стоила сектантская «справедливость». Для восставших рабочих и крестьян предназначались виселицы, расстрелы, а для душителей пролетарской борьбы — какао, шоколад и сигары, чтобы они с большими удобствами и с успехом могли выполнять свою миссию агентов империализма.
Так было в Сибири и на Дальнем Востоке.
В соответствии с этим ХАМЛ действовал и в Америке. Характер ее агитации в связи с интервенцией может быть показан на примере той информации, которую давали представители этого союза комиссии американского сената в феврале—марте 1919 г. Эта комиссия свое основное назначение видела в том, чтобы оклеветать советские порядки, представить события в СССР, как «ад кромешный», и таким путем получить «оправдание» для интервенции.
13 февраля 1919 г. давал показания Р. Б. Деннис, прибывший в Россию в качестве представителя ХАМЛ и затем вернувшийся обратно в Америку уже после Октябрьской революции. Деннис заявил, что командный состав Красной армии состоит из германских офицеров, что большевики в городах разрушают здания, что большинство рабочих и крестьян якобы отвернулись «от большевистской шайки», что рабочие не хотят при советской власти работать. И много всякой другой клеветы наговорил этот достойный представитель американского капитала.
С целью провоцировать преследование американских рабочих, сочувствовавших пролетарской революции, Деннис заявил, что большевики-рабочие, приехавшие из Америки, якобы «проявляли в России наибольшую жестокость и неумолимость в вопросе о расправе с буржуазией».
В заключение сенатор Нельсон обратился к «свидетелю» с вопросом о возможности гибели советской власти в следующей редакции:
«Итак, система обречена на гибель по трем причинам: 1) вследствие недостатка сырья, 2) недостатка опытных руководителей и 3) отсутствия у рабочих склонности к упорному труду»?
На этот вопрос Деннис ответил: «Совершенно верно».
Другой представитель ХАМЛ Роберт Ф. Леонард, приехавший в Россию для обработки солдат во времена керенщины в августе 1917 г. и вернувшийся в Соединенные штаты в 1918 г., в своих показаниях под присягой давал не менее лживые ответы. По словам Леонарда, большевики вели «убийственную пропаганду», а на Киев якобы наложили контрибуцию в 10 млн. руб. Самую разнообразную чепуху сообщал Леонард о «свободной любви» в Советской России.
По поводу деятельности Максима Горького между комиссией и свидетелей произошел следующий обмен мнениями:
«Сенатор Нельсон. Этот человек, которого они привлекли в свою шайку, если не ошибаюсь, — его зовут Максим Горький, — уже достиг последней степени их безнравственности?
Леонард. Там была большая радость, когда он вернулся в их шайку.
Сенатор Нельсон. Он достаточно развращен, чтобы заразить всю большевистскую массу?
Леонард. Не думаю, чтобы их нужно было еще заражать»...
Бывший настоятель методистской епископальной церкви в Петербурге пастор Саймонс перещеголял и того и другого. В своих антисоветских показаниях он наговорил самую чудовищную клевету по адресу советской власти вплоть до легенды о «социализации советских женщин».
Все эти выступления сектантов в Америке имели одно назначение: оправдать политику империалистов, посылавших на помощь белогвардейцам свои войска, пушки, снаряды, патроны и всякое снаряжение.
В Японии «Христианская ассоциация молодых людей» тоже вела милитаристическую агитацию с призывами к захвату Сибири...
Прикрываясь лицемерными речами, используя всяческие тексты из «священного писания», болтая о «справедливости», «великих религиозных идеях» и всем прочем, очень удобном для обмана масс, сектантские организации в истории империалистической интервенции в Сибири и на Дальнем Востоке последовательно выполняли свое «дело»: помогать душителям пролетарской революции. В этом направлении их деятельность была разнообразна: призывали интервентов, старались «поднять дух» империалистических войск и белогвардейских шаек, шпионили, доносили, выпускали контрреволюционную литературу, клеветали по адресу советской власти, а когда было нужно, и сами орудовали винтовкой.